Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


На наших глазах происходит процесс кардинальных изменений социокультурной, информационной среды обитания человека.

В документах, посвящённых обновлению российского образования, говорится, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Примерная программа по обществознанию определяет приоритеты, среди которых:

Выполнять познавательные и практические задания…

  • на использование элементов причинно-следственного анализа
  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В последнее время появляется всё больше цифровых образовательных ресурсов с различными видами учебных текстов. Но для нынешней школы основными продолжают оставаться печатные тексты.

Как научить учеников эффективной работе с информацией?

Существуют приёмы, позволяющие развить не только предметную компетентность учащихся, но и другие её виды, в частности информационную.

В своей практике я использую приёмы работы с текстовой информацией, которые помогают развить общеучебные умения. Эти приёмы не противоречат ИКТ – технологиям, так как ученики работают с различными источниками информации, главный фактор обучения – активность учащихся, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.

Приём 1. Самое главное.

Учащиеся читают учебный текст. Учитель даёт первое задание: придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст. По сигналу учителя ученики “по цепочке” называют свой вариант ответа. Лучший вариант записывается на доске и в тетрадях. Затем второе задание – нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после - найти в нём какой – то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишён смысла. Отмечаются ученики, придумавшие лучшие варианты.

Приём 2. “ Солнышко, или Понятийное колесо”

Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.

Синонимы, ассоциации, понятие

Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:

  1. Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).
  2. Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие, противоположность).

Приём 3. Таблица “ Знаю – хочу узнать – узнал” (разработала Донна Огл)

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
     

В своей практике я использую такой вариант данной таблицы:

+

Я знал

-

Я не знал

!

Удивлён!

?

Задаю вопрос

       

Приём 4. Синквейн

Итог по работе с информацией может быть представлен учащимися в форме творческой работы рефлексивного характера, синквейн, по своей сути, - это сжатая форма информации.

Приём 5. Известное - неизвестное

Например: Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л.Боголюбов), выполнить домашнее задание:

  • Формационный подход (записать определение из учебника) - …..
  • Цивилизационный подход - ….
  • Записать хорошее предложение из текста с данным определением: …….
  • Выписать другое определение понятия “формационный подход”, “цивилизационный подход” из другого источника: ...(можно использовать учебник А.Кравченко, Интернет –ресурсы, словари, справочники и др.)

Приёмы работы с текстовой информацией помогут учащемуся активно и эффективно работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях.

Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Выполнение индивидуальной работы заканчивается групповой или коллективной работой, где происходит обсуждение, дискуссии, дебаты, а также учащиеся могут представить свои работы в виде презентаций, газетных статей, листовок.

В ходе работы вырабатываются качества: терпимость к чужому мнению, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

Данные приёмы работы можно использовать всем учителям – предметникам, на любом этапе урока, для учащихся всех ступеней обучения.