Методическая разработка темы "Решение уравнений"

Разделы: Математика


I. Цели урока:

1. Образовательные:

  • сформировать у учащихся прочное представление об уравнении, способах решения простейших уравнений и проверки решения;
  • рассмотреть свойства уравнений;
  • сформировать представление о применении изученных свойств к решению уравнений.

2. Развивающие:

  • формирование прочных умений решать простейшие уравнения;
  • формирование умения применять свойства уравнений к их решению.

II. Тип урока: урок изучения нового материала.

III. План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Мотивация обучения.
  4. Изучение нового материала.
  5. Решение упражнений.
  6. Домашнее задание и итог урока.

I. Организационный момент. Подготовить учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний:

а) история вопроса:

Выслушать сообщения учащихся по решению уравнений в древнем мире и средние века.

б) составить уравнения по рисункам:

рис.1

Ответ: х + 6 = 15

рис.2

Ответ: 2х = х + 2

III. Мотивация обучения:

Сообщить учащимся цель урока - рассмотреть различные виды уравнений, их свойства и способы их решения.

IV. Изучение нового материала:

Беседуя с учащимися напомнить им о том, что с уравнениями они уже встречались.

Попросить учащихся привести примеры уравнений.

Возможные ответы:

  • 3х = 12;
  • х +7 =14;
  • 8х +1 = 9;
  • 2х - 5 = 15 и т.д.

Далее предложить учащимся выполнить такие упражнения [5,аттестация 11, вариант 1]:

1. Какое из приведенных чисел является корнем уравнения -2х = 8

а) 1/4

б) 4

в) -4

г) -1/4

Ответ: в)

Размышляя, учащиеся приходят к выводу, что число -4 является корнем уравнения.

При этом они могут мыслить так:

Для нахождения корня уравнения нужно произведение (т.е. число 8) разделить на известный сомножитель (т.е. число -2).

2. Корень уравнения 5х = 2 равен значению выражения:

а) 5 : (-2)

б) -2 : 5

в) -2 + 5

г) 5 * (-2)

Ответ: б)

Следует заметить, что при выполнении задания 1 учащиеся в большинстве своем безошибочно находят корень уравнения.

При выполнении задания 2 учащиеся делают весьма распространенную ошибку:

х = 5 : (-2), таким образом выбирая ответ а).

На самом деле верным является ответ б).

Для предотвращения этой ошибки в дальнейшем следует отработать у учащихся место расположения значения произведения и сомножителя в произведении.

Далее, освежив в памяти учащихся рис.1, рассмотреть рис.3.

рис.3

По этому рисунку учащиеся видят способ решения уравнения видят способ решения уравнения:

х + 6 = 15

х + 6 – 6 = 15 – 6. (х = 9) или так: х + 6 + (-6) = 15 + (-6). (х = 9).

При этом учащиеся приходят к выводу:

Если к обеим частям уравнения прибавить (или от обеих частей уравнения вычесть) одно и тоже число, то получим верное уравнение.

Далее нужно подвести учащихся к мысли, что прибавлять и отнимать можно не только числа, но и выражения. Сделать это можно так.

Рассмотрев с учащимися рис.2 перейти к рассмотрению рис.4, который показывает способ решения уравнения 2х = х + 2

рис.4

Учащиеся видят способ решения:

2х = х +2

2х – х = х –х + 2

х = 2

После этого можно ввести свойство уравнения, сформулированное в [1] в том виде, в котором оно там есть:

Если к обеим частям уравнения прибавить (или от обеих частей уравнения вычесть) одно и тоже число, то получится уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

Следующее, второе свойство является ключевым для решения уравнений в дальнейшем, поэтому его осмыслению следует уделить особое внимание. Сделать это можно опираясь на рекомендации [6] (стр. 115 – 116).

Пусть нужно решить уравнение 5х + 10 = 20 (*)

Прибавим к обеим частям уравнения (-10) пользуясь свойством (1) 5х + 10 + (-10) = 20 + (-10) (**)

Обратить внимание учащихся на то, что уравнение (**) равносильно уравнению 5х = 20 - 10 (***)

После этого решить уравнение окончательно:

5х = 10

х = 2

Сравнив (*) и (***) с учащимися подвести их к мысли, изложенной в [1] в виде свойства уравнений:

Если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.

Следует обратить внимание на смену знака при переносе слагаемого.

Если не уделить достаточно внимания свойству и учащиеся не осознали этого факта, то при переносе слагаемого ученики не меняют знак, что приводит к ошибкам в решении уравнений.

Для их предотвращения следует особо обратить внимание учащихся на (**).

Далее рассмотреть с учащимися задания [5, аттестация 11, вариант 1]:

3. Если в уравнении 6х + 5 = 7 слагаемое 5 перенести в правую часть, то получим уравнение:

а) 6х = 7 +5

б) 6х = 7 * 5

в) 6х = -7 * 5

г) 6х = 7 – 5

Ответ: г)

Размышления учащихся при выполнении задания могут быть такими:

Рассмотрим уравнение 6х + 5 = 7.

а) Прибавим к обеим частям уравнения (-5) согласно свойству 1:

6х + 5 + (-5) = 7 + (-5)

6х + 5 -5 = 7 -5

6х = 7 –5

б) При использовании свойства 2:

6х = 7 –5

получается переносом 5 в правую часть и заменой знака одновременно.

4. Если в уравнении 5х = 2х - 3 слагаемое 2х перенести в левую часть, то получим уравнение:

а) 5х – 2х = -3

б) 5х – 2х = 3

в) 5х + 2х = 3

г) 5х + 2х = -3

Ответ: а)

Рассуждения учащихся при этом могут быть такими же как и при выполнении задания 1.

Аналогично свойству 1 можно рассмотреть и свойство 3 (см. [1])

Если обе части уравнения умножить (или разделить) на одно и тоже отличное от нуля число, то получим уравнение имеющее те же корни, что и данное.

Вопрос умножения и деления обеих частей уравнения воспринимается учащимися более легко, чем перенос слагаемого из стороны в сторону.

V. Решение упражнений:

При отработке навыков в использовании свойств уравнений полезно использовать те задания, которые есть в пособии [5].

Это необходимо для формирования умений использовать свойства уравнений, представление о которых учащиеся получили в ходе их изучения. В зависимости от подготовки класса можно начать с заданий 1 или 2 уровня [5, аттестация 11, вариант 2].

I уровень:

1. Какое из приведенных чисел является корнем уравнения -3х = 12

а) -4

б) 4

в) 1/4;

г) -1/4

Ответ: а)

2. Корень уравнения 7х = -4 равен значению выражения:

а) 7 * (-4)

б) 7 + (-4)

в) 7 : (-4)

г) -4 : 7

Ответ: г)

3. Если в уравнении 3х + 2 = 11 слагаемое 2 перенести в правую часть, то получим уравнение:

а) 3х = 11 – 2

б) 3х = 11 + 2

в) 3х = 11 * 2

г) 3х = -2 * 11

Ответ: а)

4. Если в уравнении 7х = 3х - 5 слагаемое 3х перенести в левую часть, то получим уравнение:

а) 7х – 3х = 5

б) 7х + 3х = 5

в) 7х - 3х = -5

г) 7х + 3х = -5

Ответ: в)

II уровень:

1. Решить уравнение:

а) –5х = 4

б) 15х – 3 = 0

Решение:

а) -5х = 4

х = 4:(-5)

б) 15х – 3 = 0 (используя свойство 2)

15х = 3

2. Решить уравнение:

8х + 3 = -11 + х

Решение:

8х + 3 = -11 + х (используя свойство 2)

8х – х = - 11 – 3

7х = -14

х = - 2

Решению такого типа уравнений следует уделить особое внимание, т.к. при его решении возникает необходимость переноса выражений с переменной в левую часть, а слагаемых без переменной в правую.

Задания 3 и 4 из уровня 1 формируют каждое из двух необходимых умений отдельно, поэтому их выполнению следует уделить должное внимание. Для упрочения сформированных умений можно решить еще одно ([5],аттестация 11 вариант1)

Решить уравнение:

7х - 11 = 13 - х

Решение:

а) 7х – 11 +11 = 13 – х + 11

7х + х = 13 + 11 – х + х

8х = 24

х = 3

б) 7х + х = 13 + 11 (используя свойство 2)

8х = 24

х = 3

При решении уравнения в случае а) используется свойство 1, а в случае б) исполь-зуется свойство 2.

После этого можно воспользоваться рекомендациями [2] и решить предложенные там упражнения или воспользоваться рекомендациями [3].

V. Домашнее задание:

Пункт 40, Упражнения следует задать так, чтобы учащимися были отработаны умения, сформированные на уроке, т.е. последовать рекомендациям, данным [1].

Альтернативой этим рекомендациям может быть использование материала, размещенного в [5] (аттестация 11, вариант 3).

Решить уравнения:

а) 6х = - 18

б) –5х = 16

в) 4х + 3 = 15

г) 19х = -5х + 2

д) –5х = 4

е) 6х + 12 = 0

ж) 10х – 43 = 2 + х

з) 7(х – 3) – 10 = 2 – 3(х + 1)

и)

к)

Для подготовленных учащихся можно организовать самостоятельное решение предложенных уравнений. Их решение можно оценить, например, так:

а) и б) – 1б;

в) – 1б;

г) – 1б;

д) –1б;

е) – 1б;

ж) – 1б;

з) – 2б;

и) – 2б;

к) – 2б.

Решение:

Домашнее задание при этом может быть таким: ([5],аттестация 11, вариант 1, уровни 2, и 3, и 4) пункт 40.

Решить уравнения:

а) -9х = 5

б) 10х - 9 = 0

в) 2(х – 1,5) + 4 = х – 5

г)

д)

Приложения: