Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по теме "Составление характеристики героя по произведению В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц;
  2. Развить воображение, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира, обобщить опыт работы с литературными героями.

Оборудование: картинный план произведения, рисунок с изображением лягушки (рисовали на уроке ИЗО), карточки, на которых перечислены черты характера, музыкальное сопровождение (аудио).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Составление сюжетной линии произведения с помощью картинного плана, выявления двух кульминационных моментов.

На доске:

  • схема сюжетной линии произведения

Учитель. Посмотрите на диаграмму, составленную по произведению. Давайте вспомним, когда в сказке, по вашему мнению, действие достигало наивысшего напряжения? Я выбрала из ваших работ наиболее выразительные рисунки, отражающие главную мысль каждой части. Вспомните, что вы узнали о лягушке из первой части?

Учащиеся высказывают свое мнение о жизни лягушки в болоте:

  • лягушка рассуждала о том, как хорошо жить в болоте.
  • ей нравится жить в своем болоте.
  • она нежилась…
  • она сожалела, что не может громко квакать.

Учитель (обобщает ответы учащихся). Но вот что-то произошло. Посмотрите на следующий рисунок

Учащиеся рассказывают о встрече лягушки с утками.

Учитель. Давайте посмотрим, как передали эту встречу девочки.

Сценка «Встреча лягушки с утками» (Приложение № 2) (Данный видеоролик вы сможете получить, обратившись, непосредственно к автору данной статьи)

Какой вам показалась лягушка в изображении Сони?

Ответы учащихся:

  • довольна сама собой;
  • жизнерадостная;
  • хвастливая.

Далее аналогично кратко вспоминается главная мысль каждой части.

2. Сообщение темы урока. Составление рассказа о лягушке.

На доске план:

  1. Вступление. Жизнь лягушки в болоте.
  2. Основная часть. Черты характера лягушки.
  3. Заключение. Твое отношение к лягушке.

Учитель. Как вы думаете, что будет главным в нашем рассказе? (Выяснить, что помешало лягушке улететь на юг.)

3. Работа по составлению характеристики героя.

На доске рисунок с изображением лягушки (Приложение № 3)

Учитель. Вот такой видит лягушку автор этого рисунка. Наша задача составить рассказ о лягушке, подтверждая словами текста.

а) Работа в паре. (Звучит спокойная мелодичная музыка)

У каждого на парте рисунок с изображением лягушки и таблица с чертами характера. (Приложение № 4).

Ученики выбирают, подходящие для лягушки черты характера, выписывают их и находят доказательства в тексте. Затем обмениваются работой с соседом по парте, добавляют недостающие черты характера.

б) Выборочное чтение.

Ученики. Называют черту характера, подтверждают словами текста:

  • находчивая;
  • жизнерадостная;
  • изобретательная;
  • гордая;
  • хвастливая;
  • любопытная;
  • смелая;
  • любознательная;
  • мечтательная.

Карточки с чертами характера прикрепляются на доску рядом с рисунком (Приложение № 5).

в) Составление рассказа о лягушке по плану.

(Особо обращается внимание на 3 часть плана - отношение детей к лягушке.)

4. Подведение итога урока.

Учитель. Так какая же, по вашему мнению, самая главная черта характера?

Мнения детей:

  • умная;
  • смешная;
  • хвастливая;
  • гордая и т.д.

Учитель. Почему не состоялось путешествие лягушки?

Как вы считаете, какая пословица отражает главную мысль сказки?

На доске таблички с пословицами:

  • Смелость города берет.
  • Хвастовство само себя наказывает.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

(Выслушиваются мнения детей.)

Учитель уточняет, корректирует умозаключения учеников, делает обобщение.

5. Домашнее задание.

Учитель. Когда вы дома будете составлять рассказ о лягушке, подумайте, что хотел сказать В.М. Гаршин своей сказкой? Чему нас учит эта сказка?