Урок по математике в 4-м классе "Многозначные числа. Знакомство с миром природы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить и повторить сложение и вычитание многозначных чисел.
  2. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, мыслить, говорить.
  3. Воспитание любви к окружающей природе, животному миру.

Оборудование: портрет М. М. Пришвина, плакат со словами, ромашка, Красная книга, картон, клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так, что время не теряем
И урок наш начинаем.

II. Целевая установка.

Учитель:

Сегодня на уроке математики повторим и закрепим материал по теме: «Многозначные числа». Но урок наш будет необычным.

Мы посвятим его удивительному миру природы. Большой знаток и любитель природы Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас – кладовая, щедро отдающая свои дары». И чтобы наша природа не обеднела совсем, наш долг – бережно относиться к ней.

III. Повторение пройденного.

Знакомство с миром природы начнем с многозначных чисел.

Знаете ли вы, что в мире насчитывается 750000 видов насекомых.

Запишите это число.

Обнаружено и описано 19056 видов рыб, 8600 видов птиц, 4000 вида зверей.

750000, 19056, 8600, 4000.

Какие числа записали?

Как расположены эти числа?

Назовите самое большое число. Докажите.

Назовите самое маленькое число. Докажите.

Что общего у этих двух чисел?

Чем различаются эти числа?

Сколько в каждом из записанных чисел всего сотен?

Что показывает цифра шесть в записи чисел 19056 и 8600?

На сколько 6 сотен больше 6 единиц?

Во сколько раз 6 сотен больше 6 единиц?

Вывод:

  1. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
  2. Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого.

IV. Закрепление пройденного.

У. Как вы думаете: кто создает красоту природы?

А если вы решите пример на порядок действий, а ответы действий назовете в порядке возрастания, то узнаете какое слово я задумала.

(1200-175*3+648:6)*100= 78300

Проверка работы.

  1. Прочитайте пример.
  2. Назовите порядок действий.

С помощью ромашек покажите:

Чему равно произведение?

Чему равно частное?

Чему равна разность?

А сумма?

Значение данного выражения?

Назовите ответы в порядке возрастания.

Какое слово получилось? (ПТИЦЫ)

V. Птичья арифметика.

(Считаем в уме, записываем ответы.)

  1. Гусь весит 6кг. Узнай вес стаи гусей, состоящих из 70 птиц.
  2. Большинство птиц летает на высоте 1000 метров, но это всего лишь 1/8 той высоты, на которой могут летать обыкновенные гуси. На какой высоте можно встретить обыкновенного гуся?
  3. В Австралии обитает птица лирохвост, названная как так за хвост в форме музыкального инструмента – лиры. Длина такого хвоста достигает 80 см, что в два раза больше длины тела птицы. Какова общая длина лирохвоста?
  4. Долгожителем, среди больших птиц считается Кондор, живущий 62 года, на 11 лет меньше живет белый пеликан. Сколько лет живет белый пеликан?
  5. Орлы выводят одного птенца в 2 года. Сколько орлят появится у орлицы за 30 лет?
  6. Самое крупное яйцо у страуса. Его длина 13 см. сколько это мм?
  7. Самая быстрокрылая птица – стриж. За 1 час пролетает 180 км. Сколько километров стриж пролетит за 2 часа?
  8. Кукушка за час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц она уничтожит за 16 часов?

Проверка работы.

Какие числа записали?

420, 8000, 40, 51, 15, 130, 360,1600.

VI. Групповая форма работы.

У. Говоря о птицах, о чем нужно помнить всегда?

Д. Зима - самое трудное время года для птиц. Чтобы птицам легче было перенести холод и голод, мы должны заботиться о них, то есть должны подкармливать их.

А для этого нужны кормушки.

У. Сегодня на уроке математики будем мастерить кормушки. Эту работу вы будете выполнять группами. Объединитесь в группы. Приготовьте необходимые материалы. (Картон, клей, ножницы)

Распределите между собой работу и постарайтесь быстро ее выполнить.

Каждой группе еще и дополнительное задание.

При работе с ножницами будьте осторожны, помните о том, чтобы они не стали причиной травм.

Задание для первой группы.

Измерьте длины сторон кормушки и найдите периметр.

Задание для второй группы.

Сколько птиц поместится на вашей кормушке, если для одной птицы необходим квадрат со стороной 5 см.

Задание для третьей группы.

Одной птице примерно требуется 20 граммов зерна в минуту. Сколько граммов зерна потребуется птице на один час?

Проверка работы по группам.

Какую кормушку смастерили?

Задание, решение.

У. Вот как легко и быстро вы можете смастерить кормушку дома и заботиться о птицах всю зиму.

VII. Игра «Птицы».

У. Я вам буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, дайте об этом знать, хлопая в ладоши. Будьте внимательны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

(хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

(хлопают)

Что, не правильно?

А мухи это кто? (насекомые)

И еще раз:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки

(хлопают)

Даже совы сплюшки
Лебеди и утки -
И спасибо шутке.

VIII. Решение задачи.

У. Мы знаем, что птицы играют большую роль в охране леса от вредных насекомых. Если вы прочитаете задачу, а потом решите ее, то узнаете, сколько насекомых уничтожают поползни, дятлы, скворцы.

Поползень приносит 200 гусениц в день своим птенцам, дятел в три раза больше, чем поползень, а скворцы в 50 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?

Проверка задачи.

IX. Постановка проблемы, ее исследование.

У. А что будет с лесом, если погибнут все птицы?

Несколько лет назад вошли в моду украшения из птичьих перьев. Во многих странах модницы платили огромные деньги за шляпки с птичьими перьями. Много птиц погибло из-за этой моды. Очень красивыми были перья белых цапель. И вот цапель, которые были обычными птицами, почти не осталось. И только благодаря запрещению охоты на них, их удалось спасти. Они занесены в красную книгу.

У. А почему книга имеет красный цвет?

Д. Красный цвет – цвет тревоги, опасности.

У. Знаете, в каком году она была основана?

Д. Нет.

У. Хотите узнать? Для этого нужно решить примеры, записав их в столбик.

  • 2689+5793
  • 7000-3245
  • 80651+4386
  • 10718-439.
8482

ОНА

3755

БЫЛА

85037

ОСНОВАНА

10279

В 1966

У. Сколько лет Красной книге?

Д. 41 год.

У. Как вы думаете, занесенных в книгу животных и растений становится меньше или нет?

Почему?

Д. Люди вмешиваются в природу, а в ней нет ничего лишнего, все взаимосвязано.

Природа ошибок не прощает.

X. Итог урока.

У. И конечно хочется, чтобы наступило то время, когда в Красной книге не будет списков редких растений и животных.

А не будет ли это для нас большой радостью?

XI. Рефлексия.

  1. Какое задание больше всего понравилось?
  2. С каким настроением вы уходите с урока?

Итак, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы! Спасибо вам за работу. Урок окончен.