План интегрированного урока литературы и технологии. Образ русских женщин эпохи романтизма

Разделы: Литература, Технология


Цель урока: формирование целостного взгляда на ход художественного процесса России. Воспитание эстетического вкуса, навыки аккуратной работы, активизация творческого потенциала учащихся.

Оборудование: кабинет оформлен в стиле гостиной 1-ойчетверти 19века «Гостиная Трубецкой», на доске портреты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Я. Панаевой, жен декабристов, магнитофон с записью вальса Свиридова «Метель», телевизор для просмотра отрывка фильма «Война и мир».

Наглядные пособия: Иллюстрированный раздаточный материал, инструкционно - технологическая карта, иллюстрированный материал по истории костюма, Иллюстрированный материал по использованию народных традиций в оформлении костюма.

Первый этап: организационный.

Учитель объявляет тему урока и цель.

Второй этап: актуализация пройденного материала.

Почему «Салон Трубецкой»?

Почитайте любимые строчки из поэмы. На доске импровизированная выставка, проведите экскурсию по портретной галерее.

Учитель: особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» поэт пишет всегда с огромным уважением и любовью. В поэме «Русские женщины» он прославил подвиг мужественных жен, отправившихся в след за своими мужьями в Сибирь, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний. Здесь тоже открываются нам золотые черты характера Русской женщины. Говоря о женской участи, поэт не переставал восхищаться духовными качествами героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, готовностью к самопожертвованию. Одним из первых в русской литературе Некрасов изобразил восстание на Сенатской площади.

Главными событиями русской истории начала 19 века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков. Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он поставлен выше окружающих.

Вопрос: можно ли считать поэму «Русские женщины» романтическим произведением? В «Княгине Трубецкой» автор передал гражданский пафос, введя в текст разнообразные элементы романтического стиля: портрет героини, сибирский пейзаж, описание тюрьмы. Романтическая природа повествования подчеркивается лиризмом, музыкой чувств, одухотворенностью героини.

Вопрос, что общего в портретах женщин, представленных на выставке?

Блок технологический.

1. Особенности костюма 20-х годов 19 столетия.

Идеалом середины 20-х г. XIX в. стала женская фигура с покатыми плечами, тонкой талией и широкими бедрами. В моду вновь вошли корсеты и нижние юбки. Верхняя юбка женского платья стала книзу шире и пышнее, украшалась с боков и спереди обильными сборками.

Повседневные платья шили так, чтобы не сильно затягиваться, отделывали их пелеринами до талии и широкими оборками из кружев или декорированной ленты. Широкая оборка - берта обрамляла вырез платья.

Бальные платья в 20-е г. шили из тафты или бархата, с прилегающим лифом, открытым на плечах и спереди, сзади широкие рукава нередко делали из газа. Юбка украшалась оборками из того же материала, что и рукава. Шляпы на балах носили атласные с бархатом, шелковыми бантами и белыми страусовыми перьями на затылке. Перчатки, браслеты, шали и нитки топаза или агата дополняли нарядный костюм.

2. Прическа.

Романтическая прическа. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е г. распространилась прическа с двумя косыми проборами и спускающимися с обеих сторон лица длинными локонами. Сзади делали небольшой пучок. Такая прическа получила название «плакучая ива».

Прически в 40-е годы отличались в зависимости от надеваемого платья и случая. С закрытыми дневными платьями носили прически с английскими короткими локонами по бокам лица. С декольтированным платьем носили длинные локоны и пучок из косы сзади на затылке. На пучок надевали наколку. С каждой стороны было от одного до семи локонов. Локоны делали из английского шелка-сырца.

Прически с локонами носили преимущественно блондинки и шатенки, в то время как брюнетки предпочитали гладкие прически с прямым пробором. Гладко причесанные волосы спускались с висков на щеки двумя полукругами «котлетами», а на затылке были уложены в пучок. При такой прическе носили наколки из бархатных лент или цветов.

Литературный блок:

Вопрос: как могла привести М.Н. Волконская послание А.С. Пушкина «В Сибирь»?

3. Отрывок из поэмы «Княгиня Трубецкая».

Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит.
О радость! нынче детский бал,
Чу! музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невиданной красы.
Пришел папаша – сед, румян. –
К гостям ее зовет.
«Ну, Катя! чудо – сарафан!
Он всех с ума сведет!»
Ей любо, любо без границ.
Кружится перед ней
Цветник из милых детских лиц,
Головок и кудрей.
Нарядные дети, как цветы,
Нарядней старики:
Плюмажи, ленты и кресты,
Со звоном каблуки…

4. Просмотр кадров из х./ф. «Война и мир».

Блок технологический:

1. Приглашение на бал.

В эти времена стали популярными домашние вечера - рауты. Хозяйка обычно надевала темное вечернее платье, блондовый или тюлевый чепец, черные кружевные митенки - перчатки без пальцев. Надевали и длинные шелковые или лайковые светлые перчатки, отделанные по краю рюшем или кружевом. К бальному туалету полагался кисет - дамская сумка в виде мешочка, затягивающегося шнурком, и расписной черепаховый или деревянный из павлиньих перьев веер.

Бальные платья были гораздо наряднее дневных, шили из атласа, крепа, розового, голубого, салатного и сиреневого цветов, тафты, бархата и муара темных тонов Отделкой служили блонда, страусовые перья, боа, прозрачные рукава. Украшали бальные платья драпированными лифами, эполетами и бантами на плечах. На юбки прикалывали букетики цветов - незабудок и фиалок. Те же цветы были и в волосах. В Петербурге на балах одевались на английский манер в белые туалеты, а в Москве - пестрее и свободнее. Интересно, что накидка для бального платья из тюля называлась иллюзион.

Бальная прическа представляла прямой пробор и взбитые локоны по бокам. В центре прически делалось высокое нагромождение лент на каркасе. Сзади волосы поднимали вверх и гладко зачесывали. В нарядной прическе непременно носили белые или цветные (в цвет платья) страусовые перья, райскую птичку, венки из цветов. Далее стало модно украшать прическу большими гребнями, шпильками, усыпанными драгоценными камнями и жемчугом. На гребень набрасывали вуаль.

На ногах дамы носили туфли без каблуков из атласа или бархата на узкой подметке. Они держались на ноге с помощью завязок. Для балов их расшивали золотом и серебром. К туфлям полагались шелковые белые чулки.

Для балов использовали атласные или парчовые ботинки со шнуровкой на внешней стороне.

2. Последние напутствия перед балом.

3. Практическая работа «Изготовление бального платья с помощью шаблонов на лоскутах ткани».

Инструкционная карта.

''Изготовление бального платья с помощью шаблонов на лоскутах ткани''. (Рисунок 1, Рисунок 2)

Инструменты и принадлежности: коробочка с инструментами и принадлежностями, шаблоны платья, лоскуты ткани, рисунок женщины во весь рост, на  формате А-3, клей БФ-19, кисточка, фломастеры.

Последовательность выполнения работ.

  1. Приутюжить лоскуты ткани.
  2. Наложить на лоскуты ткани шаблоны нижней части платья, верхней части платья рукава и перчаток, обвести контуры и вырезать.
  3. В первую очередь подготовить нижнюю часть платья, вырезать воланы, рюши.
  4. Сделать сборку и приметать к нижней части платья, если есть тесьма приклеить или приметать к изделию.
  5. Оформить рукава (сборка, складки)
  6. Оформить верхнюю часть платья (сборка, складки, рюши, воланы, тесьма).
  7. Приклеить на эскиз нижнюю часть платья, перчатки, рукава и верхнюю часть платья.
  8. Нарисуй прическу на эскизе, соответствующую началу 19 века.

4. Анализ работы. Чьи работы самые удачные? Кто уже сегодня может отправляться на бал?

Блок литературный.

Так какие они женщины эпохи романтизма?

Рефлексия.

  1. Самые привлекательные черты женщин эпохи романтизма?
  2. Какие элементы костюма э. р. Используются сейчас?
  3. На кого из женщин эпохи романтизма вы хотели бы походить?

Список использованной литературы:

  1. Короткова М. В. Культура повседневности: История костюма. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Некрасов н. а. Русские женщины. Москва "Детская литература", 1986.