Открытый урок по русскому языку в 3-м классе на тему "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование умения проверять слова с безударными гласными в корне, развитие орфографической зоркости.

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.
  2. Развивать речь учащихся, логичности, правильно выражать свои мысли.
  3. Совершенствовать навыки разбора слов по составу.

Развивающие: формировать навык самоконтроля (работа с памяткой, (алгоритм)), развитие логического мышления и внимания, развивать любознательность детей.

Воспитательные: воспитывать чувство своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Структура урока:

  1. Организационный момент -1 минута
  2. Постановка цели урока -1 минута
  3. Словарная работа - 5 минут
  4. Фронтальная беседа -2 минуты
  5. Коментированное письмо - 7 минут
  6. Самостоятельная работа - 10 минут
  7. Физпауза - 1 минута
  8. Коллективная работа - 3 минуты
  9. Запись по памяти - 10 минут
  10. Итог - 2 минуты
  11. Инструктаж по домашнему заданию - 3 минуты

Оборудование:

  1. Красочная карта с изображением остановок и дорог.
  2. Орфографический словарь Г.А. Грушникова (у каждого ученика).
  3. Карточки с алгоритмом (памятка - таблица " Орфограммы в корне слова".
  4. Сигнальные карточки.
  5. Таблица проверки безударной гласной в корне.
  6. Картинка "Зимние забавы".

Конспект урока

Содержание урока Теоретическое обоснование
1. Организационный момент

Дорогие мои ребятишки у вас на партах тетради и книжки.
Приглашаю я вас путешествовать, знания свои совершенствовать.

сосредоточивают внимание
2.Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать и вместе с тем учиться находить в корне слова гласную букву, которую нужно проверять и подбирать проверочные слова.

Репродуктивный метод
- На доске карта, на которой изображены 6   остановок и дорог: озеро, поле, дремучий лес,   болото, холмы, и гора.

Вместе с выполнением заданий мы их будем преодолевать. Выполнив последнее задание, мы спасем принцессу "Орфографию" от злого дракона, который заточил её в свой замок на горе.

Старайтесь быть внимательнее, не делайте ошибок, ловушек.

Эмоционально- мотивационный метод. Дети с интересом смотрят на карту, слушают задание, с желанием настраиваются на работу.
3. Словарная работа

- Итак 1-ая остановка "Озеро словария" на доске слова для 2 -х групп:

1 гр. : дят . л, с . рока, в . робей, в . рона, п . тух - в форме птицы

Развитие коммуникативно - речевых знаний, обогащение словарного запаса детей
2 гр.: м . роз, в . тер, р . бята, к . ньки, д . кабрь - в форме снеговика - у доски 2 ученика из разных групп. Идет активный поиск, вставляют нужную букву.
- Записываем слова, ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную Сережа выполнил задание

быстрее, чем Таня у доски.

Я сразу это отмечаю.

-Проверяем слова по словарю. Поощрение активизирует детей к работе.
- Эти слова словарные, их нельзя проверить, а нужно запомнить их написание. Игровой самоконтроль
- Первую дорожку проплыли успешно.Следуем дальше, там широкое поле. Эмоционально –  мотивационный.
4. Фронтальная беседа

Повторение (постановка учебных задач)

а) Почему безударные гласные в корне нужно проверять (потому что можно допустить ошибку в слабой позиции: слышится один звук, а пишется другая буква).

б) Какие гласные буквы нужно проверять.(Безударные).

в). - Какие слова являются проверочными? (однокоренные слова, в которых безударный звук стал ударным).

г). - Как можно найти проверочное слово? (чтобы найти проверочное слово нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне).

д). - Приведите пример

- с изменением слова (волны - волна)
- с подбором однокоренного слова (зимний - зима).

Развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления на основе анализа. Кто быстрее и правильнее даст ответ. Дети активны быстро включаются в работу проговаривают шепотом ответы вопросов и проверяя знания у слабых учащихся.

Похвалить самых активных.

5. Комментированное письмо №247.

- Следующая остановка дремучий лес.

- Давайте достанем карточки с алгоритмом правило написания безударных гласных

Повторим вслух:

  1. Найти орфограмму
  2. Определи тип орфограммы
    а) гласная или согласная?
    б) ударная или безударная
    в) в какой части слова находится орфограмма?
Алгоритм пошагового действия

- на каждом уроке повторяется

Репродуктивный метод

Открываем учебник, нашли №247.

Прочитали задание

- Итак, пишем сначала проверочное слово, потом проверяемое, выделяем корень (начинает сильный ученик).

Аналитико - синтетический метод.

Идет развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления на основе анализа, синтеза, обобщения, развития речи.

6. Самостоятельная работа

Следующая остановка "Болото" будьте осторожны, внимательны....

Низкий уровень

- Из двух слов левого столбика выбрать проверочное. Написать его вместе со словом из правого столбика.

Вставь пропущенную букву, поставь ударение. Образец : тихоня, тихий, т . шина

Проверка с учителем

Эмоционально - мотивационный

Дифференцирование идет по степени сложности идет самостоятельная работа в тетради, используется средство обратной связи ( сигнальная карточка - сигнал о помощи).

Идет развитие операционного компонента УД, а именно, логического мышления на основе анализа, синтеза, регулирующего компонент УД, поискового самоконтроля.

Средний уровень

- Вставить пропущенные буквы и написать проверочные слова; выделить корень, поставь ударение.

Образец : Пол . скать ребенка

Пол . скать бельё

сидя - посидеть на скамейке

сед - поседеть от старости

Взаимопроверка в парах

- идет опора на алгоритм правописание безударных гласных и таблицу проверки безударных гласных.

Метод репродукции

Проблемный метод обучения. Идет развитие логического мышления на основе анализа и обобщения.

Высокий уровень

- Придумайте и запишите рассказ из 5-6 предложений на тему "Зимние забавы".

Можно взять словарные слова, которые сегодня рассматривали

В вашем рассказе обязательно должны быть слова с безударными гласными.

-Зачитайте свой рассказ желающие.

Идет развитие операционного компонента УД, а именно развития связной логической речи.

На доске картинка "Зимние забавы" (развитие эстетического вкуса) (обратить внимание на красоту природы зимой).

Идет развитие регулирующего компонента УД, а именно итогового самоконтроля.

7. Физпауза

- Мы с вами преодолели нелегкий путь и осталось нам еще 2 остановки "Холмы" и "Гора", там в замке принцесса "Орфография"

- Встали
- Поднимите плечики,
- Прыгайте кузнечики
-Сели, травушку покушали
- Тишину послушали

Аспект релаксации
8. Коллективная работа (слуховое упражнение)

На доске схема ____й____й____

- Соотнесите слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то покажите это сигналом зеленого цвета

Зачитываю: машина, автобус, трамвай, метро, грузовик, самосвал.

-Кто быстрее и правильнее определит слово к схеме

- Чей ряд лучше? Отметить лучших.

Идет устная работа с использованием сигнальных карт.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.

- Развитие операции классификации на основе анализа.

9. Запись по памяти

Р . чной, л . сной, г . ристый, м . рской, р . дной, л . систый.

Проверь слова, да не сп . ши

Низкий уровень

- Выделить корень у слов с пропусками, поставь ударение

Средний уровень 2 гр.

- Разобрать слова с пропусками по составу

Высокий уровень

- какие слова из стиха подходят к данной схеме: ¬ ?

- подбери своё слово к схеме : ¬ Л ?

Доска закрывается.

При проверке открывается запись, дети сверяют текст.

Дефференциация по степени сложности.

Использовать средства обратной связи (сигнальные карточки)

Развитие операционного компонента УД пошагового самоконтроля

Работа в группах

При работе в группах у ребят создается доброжелательность и уважение друг к другу.

- исследовательский метод

Идет самостоятельная работа.

Развитие регулирующего компонента УД, а именно, итогового самоконтроля.

10. Итог урока

Ну вот, мы и добрались до вершины горя, преодолев все трудности на пути.

Какие задания показались наиболее трудными? (ответы)

До какой остановки было тяжело идти? Какая была тема урока? Что знаем?

-Молодцы.

(Отметить кто лучший, дети тоже оценивают как старались)

-Оценки в дневник.

Коллективная работа. Идет развитие операционного компонента УД, а именно, развитие речи; коммуникативности.

Вызволили принцессу "Орфографию" из заточения.

Учитель для себя делает выводы. Рефлексия.

11. Инструктаж домашнего задания

Низкий уровень

1. № 246 стр. 93.

2. Выделить корень в словах: восхвалять, дремучий, земляника, шиповник

Подберите к ним проверочные слова по данному ниже примеру, запишите их

Рассуждать

дремучий -от дремать, быть в полусонном состоянии; другое значение - густой, труднопроходимый (о лесе), однокоренные; дремота, дрема, дремлет.

Средний и высокий уровень

1. разобрать слова по составу: голубика, заповедник, дремучий, клюква, черника, шиповник.

2. Составить небольшой рассказ, употребляя эти слова.

Метод объяснения

Дефференциация по степени творчества.

Запись в тетради

дремучий - проверочное дремлет

Приложение