Интерактивный способ обучения на уроках математики в 7-м классе по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, состоящая в создании комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развивать у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения, является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использованием его отдельным элементов, то есть конкретных приемов и методов, что позволит осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика.

Как элемент интерактивного метода предлагаем работу в малых группах по методике “Диалог”. Его суть заключается в том, что группы ищут согласованные решения, а результат работы должен быть отображен в виде схемы, плаката. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а все внимание сосредоточено на сильных моментах позиций других. В завершении работы составляется обобщенная схема или плакат.

Цель урока:

  • развитие понятия координатная плоскость;
  • развитие умения учиться;
  • воспитание культуры общения.

Оборудование: листы ватмана, цветные маркеры, учебные пособия, справочная литература, раздаточный материал

Ход урока

1. Мотивация

Цель: сфокусировать внимание учащихся на рассматриваемой проблеме.

Суть проблемы: для изучения темы “Линейные функции” необходимо иметь в наглядном виде систематизированный материал по темам: “Координатная прямая”, “ Координатная плоскость”, чего на данный момент в наличии нет.

Средства: набор вопросов.

Примерные вопросы:

  • Чем отличается прямая от координатной прямой?
  • Для чего нужен единичный отрезок?
  • Сколько координат имеет точка на плоскости?
  • Как называется точка с координатами (0;0) на плоскости?
  • Как располагаются на координатной плоскости точки с ординатой 5 ? и др.

Вопросы составляются таким образом, чтобы учащиеся осознали необходимость более глубокого повторения основных понятий. Их перечень фиксируется во время опроса на доске, но может быть дополнен в процессе последующей работы.

Учитель объявляет, что итогом работы должен быть плакат, на котором будут отражены основные понятия по теме “Координатная плоскость” (прямоугольная система координат на плоскости, координатная плоскость, координатная прямая, координатные углы, абсцисса, ордината и т.д.).

2. Практическая часть.

Цель:

  • научиться отбирать нужную информацию;
  • создавать информационный плакат.

Средства:

  • Учебные пособия, справочная литература
  • Инструктаж
  • Разделение на группы по 4 человека
  • Распределение ролей

Примерное содержание инструктажа:

  • регламент работы
  • алгоритм работы (отбор информации, создание плаката, защита плаката, создание “идеального плаката”)
  • критерии оценки плаката (вырабатываются учащимися). (Приложение 1).

Разделение на группы по 4 человека происходит по желанию учащихся. Внутри группы каждый выбирает себе роль:

  • ученый - следит за математической грамотностью, контролирует время;
  • теоретик - отвечает за полноту содержания;
  • практик - подбирает задания (прилагаются к плакату), отвечает за дизайн плаката;
  • критик - следит за соответствием плаката выработанным критериям.

Сформированная группа работает над созданием плаката. Так как обязанности распределены, то каждый учащийся вовлечен в процесс. По окончанию работы критик организует обсуждение проделанной работы внутри группы. Каждый из участников группы анализирует получившийся плакат с позиции своей роли. Общий итог работы группы подводит критик.

3 . Подготовка к подведению результата.

Цель: подготовить плакат к защите

Средства:

  • Работа ученого совета
  • Решение практических заданий

Ученые с каждой группы объединяются в ученый совет для анализа всех плакатов. В процессе их работы проверяется грамотность и корректность используемых математических понятий. Результат анализа фиксируется на плакате ( найденные ошибки выписываются и корректируются), выставляется оценка.

Оставшиеся учащиеся в это время прорешивают практические задания, прилагаемые к плакату.

4. Защита плаката.

Цель: развитие общих умений коммуникации(умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений; умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному); создание “идеального плаката”

Средства:

  • Работа группы критиков
  • Защита плаката

Критики объединяются в отдельную группу. Каждый из них фиксирует свои замечания по защите теории и практики, которые затем обсуждаются.

На защиту плаката от группы выходит теоретик. Он обосновывает выбранный группой способ отображения материала на плакате. Время защиты ограничено.

Следующим берет слово член ученого совета. Он сообщает результат проверки плаката. Оценка заносится в табло группы.

Практик объясняет решение заданий, ссылаясь на теорию.

Итоги работы групп подводятся критиками, которые сообщают свои замечания и выставляют оценку каждой группе.

5. Создание “идеального плаката”

Цель: создать “идеальный плакат”

Согласно критериям, из каждого плаката выбираются наиболее удачные элементы. Из них формируется “идеальный плакат”.

6. Итог урока

Цель: выставление оценок, рефлексия

Средства:

Оценка выставляется согласно табло учета.

Рефлексия проходит в форме фронтального опроса (вырази свое отношение к уроку, к своей деятельности, что получилось, над чем еще нужно поработать и т.д.)

Приложение 3