Деловая игра "Выборы идеального мэра"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы.

Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.

Современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. Внеклассные мероприятия способствуют расширению правовых знаний. Особый интерес вызывают вопросы избирательного права. Актуально формирование знаний по избирательным процедурам, умению проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, защитить свои избирательные права – все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только “Как голосовать”, но и “За кого голосовать”.

Как правило, такие уроки нетрадиционны по форме проведения: деловая игра, урок-конференция, урок-лекция, проектирование, дискуссия. Различными могут быть и формы контроля: тестирование, моделирование, экспресс – опрос, а также традиционные формы контроля.

Предлагаем разработку открытого урока и сценарий проведения деловой игры "Выборы идеального мэра".

Задачи:

  1. Создание условий для приобретения старшеклассниками нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся.
  2. Формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим становлению Гражданина.
  3. Развитие навыков оценки политической ситуации, в том числе в собственном городе, принятие ответственности за свою гражданскую позицию.
  4. Воспитание толерантности.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся 11-х классов с основными этапами предвыборной кампании.
  2. Повысить гражданско-политическую компетентность учащихся старшего возраста.
  3. Способствовать процессу формирования личности ученика и развитию таких черт, как уверенность в своих знаниях, умение видеть главное в дискуссионном вопросе, владеть дальней перспективой рассматриваемого вопроса.

Тип урока: обобщающий

Форма урока: деловая игра

Материалы к уроку:

  1. Предвыборные программы кандидатов
  2. Подписные листы кандидатов
  3. Листовки
  4. Избирательные бюллетени

Оборудование:

  1. Избирательная урна для голосования
  2. Мультимедийный проектор

Зрительный ряд:

  1. Книжная выставка по избирательному праву
  2. Плакат “Качества идеального мэра”
  3. План – схема “Органы местного самоуправления”
  4. Принципы избирательного права (запись на доске)
  5. Слайд-фильмы с программами кандидатов

Для усвоения на уроке основные термины и понятия:

  1. Местное самоуправление
  2. Муниципальные образования
  3. Муниципальная реформа
  4. Двухуровневая система местной власти
  5. Представительная власть
  6. Муниципальная собственность
  7. Местный бюджет Структура органов местного самоуправления
  8. Глава муниципального образования

I. Подготовительный этап игры:

  1. Комплектование штабов и инициативных групп кандидатов на должность мэра
  2. Штабы и инициативные группы разрабатывают программу, готовят проекты выступлений кандидатов игры, необходимый наглядный материал, слайд-фильмы
  3. Формирование команды участников деловой игры, группа по 6-8 человек
  4. Проведение консультационных занятий учащихся с педагогом;
  5. Разработка правил игры и доведение до сведения команд-участниц;
  6. Назначение для проведения мероприятия ученика-ассистента учителя

Ход игры

Учитель знакомит аудиторию с темой, правилами деловой игры, с членами избирательной комиссии

  • перекличка команд
  • готовность команд
  • название команд
  • эмблема команд

Организация игры:

Представление кандидата и его программы

Решение теста по избирательному праву

Пресс-конференция или дебаты

Тур голосования

Оглашение победителя и предоставление слова избранному мэру

Условия проведения деловой игры:

  1. Вопросы и задания подбирались в соответствии с уровнем развития участников, их возрастом. Для подготовки готовилась информация доступная ученикам.
  2. Критерии баллов вырабатывались на подготовительном этапе. Участников игры знакомим с ними на организационном этапе

Содержание деловой игры:

Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников.

(Л. Питер).

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведем урок – игру, где будем выбирать идеального мэра для нашего города. Постарайтесь проявить свою активность, информированность, заинтересованность и ответственность.

Сейчас вам представят свое мнение о том, каким должен быть мэр, самые младшие участники игры – ребята из начальной школы.

Учитель приглашает ребят из интеллектуального клуба “Эврика”, где они знакомят присутствующих с качествами идеального мэра.

Учитель: Думаю, что кандидаты прислушаются к предложениям маленьких граждан и пойдут им навстречу.

Хочу представить наш многоуважаемый кворум:

  • Избирательная комиссия, которая будет подводить итоги голосования: Дробыш А.П., учитель истории, депутаты Городского совета Гречин Н.А., Крамар А.П., выпускник школы Шестериков Антон.
  • Наблюдателей за избирательным процессом (приглашенные учителя, гости);
  • Кандидатов и группу поддержки на выборах (учащиеся 11 А класса); Избирателей, следящих за ходом избирательного процесса, учащиеся 9-11-х классов.

(Учитель читает выдержки из ст. 32 Конституции РФ)

Учитель: Какие еще законы, касающиеся избирательного права, вы знаете?

(вопрос для штабов кандидатов)

Ответы учащихся:

Учитель: так как вам скоро надо будет выступать в роли избирателей, прослушайте информацию по избирательному праву и выборам в органы местного самоуправления.

Ученица: Выборы – центральный институт демократических форм правления. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества. Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств.

Обратимся к Толковому словарю по избирательному праву, составленному ученицей 9 Г класса Шикиной Анастасией (показ и комментарий слайд-фильма) <Приложение 1>

Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от участников политической ответственности за свои действия. Мы выбираем мэра. Давайте рассмотрим систему местного самоуправления. Что такое местное самоуправление?

(Ученица рассматривает, используя термины, записанные на доске, систему местного самоуправления)

Учитель: В ходе подготовки к игре наши кандидаты прошли подготовительные этапы. Это выдвижение кандидатов и предвыборная агитация, которая была проведена в 10-11-х классах (демонстрирует избиркому и гостям заявления кандидатов и листовки с программами кандидатов) <Приложение 2>

II этап: Представление кандидатов и программ

Учитель: теперь предложим штабам кандидатов и самим кандидатам рассказать о себе, своей программе. Кандидаты на пост мэра города защищают свои программы и проекты городской символики – Герба, Гимна, Флага, Устава и т.п. (если не полностью представлена программа, то баллы снижаются). Максимальное количество-10 баллов. (следует название группы, небольшая автобиография кандидата)

Задания кандидатам:

  1. Представление кандидата на должность мэра города (выступление поочередно)
  2. Перечень основных требований, которым должен соответствовать кандидат в мэры города (три минуты). Для этого школьник должен на первое место поставить наиболее важное требование, на второе – чуть менее важное и т.д.

В конце выступлений всех кандидатов эти выполненные два задания сдаются в избирательную комиссию – “экспертная комиссия”, которая все это учтет при подведении итогов 1-го этапа игры и в таблице отметит итоги (максимальное количество – 5 баллов) по каждому отдельному кандидату.

Выступления кандидатов

Ефимов Иван Владимирович (кандидат на пост мэра)

Здравствуйте, уважаемые члены избирательной комиссии, избиратели!

Родился 24 марта 1990 года в городе Десногорске в семье интеллигентов. Родители работают на САЭС. Свою будущую профессию связываю с военной карьерой. Хочу поступить в Академию ФСБ в городе Москве.

Принять участие в выборах меня и штаб “Молодость”, побудило стремление сделать жизнь нашего города лучше для таких групп населения как молодежь, пенсионеры, социально-незащищенные слои города. Оказание помощи муниципальных властей им необходимо.

Поэтому мы – инициативная группа “Молодость”, которая поддержала меня на выборах, предлагаем следующую программу:

<Рисунок 1>

Особое внимание уделить проблемам молодёжи:

  • вернуться к действительно бесплатному образованию;
  • создать рынок рабочих мест в городе;
  • дать молодым семьям бесплатное жильё или предоставить беспроцентный ипотечный кредит;
  • принять более строгие законы за распространение наркотиков, вплоть до пожизненного заключения;
  • организовать досуг молодёжи через развитие спорта, информационных технологий, расширение сети библиотек;

Оказывать реальную помощь социально-незащищенным группам населения:

Пожилым людям, инвалидам

- Малоимущим гражданам

- Многодетным семьям

- Одиноким матерям

(Рассказ о программе кандидата происходит через демонстрацию слайд—фильма)

<Рисунок 2>

Евсюков Иван Александрович (кандидат на пост мэра)

Здравствуйте, уважаемые члены избирательной комиссии, избиратели!

Родился в г. Десногорске 5 ноября 1989г., проживаю в городе 16 лет. За это время проанализировав “за” и “против” решил, что можно сделать для благоустройства нашего города много полезного.

Главную задачу со своим штабом “Новое поколение” мы видим именно в изменении облика города, хотим сделать его самым красивым в области.

Мы предлагаем следующую программу:

  • Поддержка строительства САЭС-2
  • Социальная защита десногорцев, оказание помощи малообеспеченным слоям населения
  • Проведение эффективной молодёжной политики
  • Строительство бесплатного жилья в городе за счёт средств местного бюджета (возможно строительство малоэтажных домов и предоставление услуги ипотечного кредитования на льготных условиях для молодых и многодетных семей)
  • Оказание адресной помощи ветеранам войны и труда (предоставление бесплатных лекарств, оказание помощи на дому, выплата материального обеспечения и т.д.)

Развитие малого и среднего бизнеса

Благоустройство города:

  • Восстановление парковой зоны (посадка деревьев, очистка от мусора, реставрирование дорожек и скамеек)
  • Обустройство детских площадок
  • Строительство современных спортивных сооружений
  • Строительство стоянок для машин (возможно многоэтажных с целью уменьшения плотности машин около жилых домов)
  • Реконструкция дорожного полотна (приглашение иностранных специалистов и использование зарубежных технологий)
  • Ремонт подъездов (покраска, замена освещения, замена дверей и лифтов)
  • Озеленение города

(Рассказ о программе кандидата происходит при демонстрации слайд-фильмов через мультимедийный проектор) < Приложение 3>

<Рисунок 3>

Здравствуйте уважаемые избиратели!

Я, Гончаров Максим Михайлович, родился 30 января 1990 г. в Десногорске, являюсь гражданином РФ, веду активный образ жизни, занимаюсь волейболом, люблю кататься на лыжах. Неравнодушен ко всем изменениям, происходящим в стране, особенно в родном городе. Поэтому решил баллотироваться на пост мэра города.

Считаю, что программа, разработанная штабом “Максимум” принесет пользу десногорцам.

Приоритетным проектом нашей группы “Максимум” является строительство молодёжного центра, в котором будут размещаться как клубы по интересам (авиамодельный кружок, судомодельный кружок, общество любителей книг, кружок радиолюбителей, клуб любителей кино, клуб любителей компьютеров, любителей техники),

  • Центр работы с трудными подростками; так же возможна будет аренда помещения для молодёжных и общественных организаций.
  • Строительство фитнес-центра в клубе. Он может включить в себя тренажёрный зал, бассейн, спортивный зал с зеркалами, душ и т.д.
  • Создание кинотеатра и боулинга
  • Строительство приюта для бездомных животных
  • Уборка и поддержание порядка на территории города

(Рассказ о программе кандидата происходит при демонстрации слайд-фильмов через мультимедийный проектор) Спасибо за внимание! <Приложение 4>

III этап. Тест по избирательному праву <Приложение 5>

(Выполненные задания передаются в избирательную комиссию для проверки)

IV этап. Дебаты

Учитель: уважаемые кандидаты, избирательная комиссия, избиратели! Сейчас мы перейдем к самому серьезному испытанию для наших кандидатов: это ответы на вопросы избирателей, которых волнует будущее нашего города.

Наши избиратели – представители различных социальных групп нашего города – интеллигенции, рабочих, предпринимателей, пенсионеров, молодежи. Именно от ваших ответов, уважаемые кандидаты зависит, как распределятся голоса на выборах мэра. Прошу задавать вопросы.

<Приложение 6>

(Избирком подводит итоги, выставляет баллы участникам за ответы на вопросы избирателей)

V этап. Голосование

Учитель: Каждый участник игры, наш избиратель, получает бюллетень для голосования. Просьба полностью при этом соблюдать все правила проведения выборов, где гарантируется

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

тайное голосование. Наблюдателям занять необходимые места на пункте проведения выборов. После проведения процедуры выборов в присутствии наблюдателей от избирательных штабов производится подсчет голосов.

Бюллетени опускают избиратели в урну <Приложение 7>

VI этап. Заключительный

Оглашение победителя и предоставление слова избранному мэру

<Рисунок 6>

Учитель: избирательная комиссия оформляет итоги голосования соответствующим образом в документах и объявляет итоги выборов мэра города.

Председатель избиркома: уважаемые кандидаты, избирательные штабы, избиратели! При подсчете избирательных бюллетеней голоса распределились следующим образом:

За Гончарова Максима Михайловича- 8 голосов;

Евсюкова Ивана Александровича – 4 голоса

Ефимова Ивана Владимировича – 3 голоса

Воздержавшихся – нет, незасчитанных бюллетеней – нет

Таким образом, большинством голосов избран кандидат от избирательного штаба “Максимум”.

(Происходит церемония вручения подарков и поощрительных призов победителям и участникам игры)

<Рисунок 7>

Учитель: Максим и штаб “Максимум” в чем вы видите главную причину успеха? (ответ победившего кандидата)

Учитель задает вопросы избирателям:

  1. Понравилась ли вам игра?
  2. Какие этапы игры вы бы выделили и почему?
  3. Какой кандидат на пост мэра города вас особенно “покорил” сегодня и почему?

Учитель задает вопрос председателю избиркома:

Что вы, Николай Александрович, можете сказать о проведенных выборах?

Обоснован, по Вашему мнению, правильный выбор мэра избирателями?

Ответ председателя избиркома, депутата городского совета Н.А. Гречина

Учитель: выборы – дело государственного масштаба и требует от кандидата немало сил, упорства, ума, работоспособности, ответственности за свои деяния и поступки.

С 18-ти лет, ребята, выборы из школьной игры могут превратиться для вас в реальность, где выбранный кандидат будет заботиться о благосостоянии и процветании нашего города и его жителей.

Спасибо за активное участие всем: кандидатам, штабам, избирательной комиссии, избирателям! Спасибо за активность всем старшеклассникам, которые выступили сегодня как потенциальные избиратели. Спасибо присутствующим депутатам: Гречину Николаю Александровичу, Крамару Андрею Петровичу.

Игра закончена.

<Рисунок 8>

Используемая литература:

  1. Баглай М., Конституционное право РФ., М. 1998 г.
  2. Галактионова Т.Г., От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности.- СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1999
  3. Избирательное право: Избирательный процесс. – М.: Школа, 1996 г.
  4. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории, 2001.
  5. Конституция РФ 1993г. М., 2003.
  6. Кравченко А.И. Обществознание, учебник для 10-11 классов, М.,2000г.
  7. Никитин А.Ф. Право и политика, М, 2002 г
  8. Основы правовых знаний / под ред. С.И. Володина и др. Российский фонд правовых реформ. Проект “Правовое образование в школе”.- М.: Вече, 2003.
  9. Политологический словарь. М., 1997.
  10. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М.: Народное образование 1998.