Урок математики на тему "Свойство умножения числа на 1"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • наблюдение за значениями равенств, в которых первый множитель равен 1;
  • совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения;
  • закрепить понятие «обратные задачи»;
  • развивать аналитическую деятельность, внимание, математическую речь;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственность за порученное дело.

Оборудование: классная доска, магнитная доска, рисунок колобка, сказочные ворота с математическими выражениями, учебник математики 2 класс под редакцией И.И. Аргинской.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Ребята, что вы ждете от урока? (что-нибудь интересное).

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку, чтобы добыть новые знания. Но попасть туда можно лишь после небольшой разминки. Вы готовы? (да).

- Определи закономерность и продолжи ряд: 2х3, 3х3, 4х3, 5х3, 6х3, … (7х3, 8х3, 9х3).

- Составьте свой ряд произведений с такой же закономерностью (2х4,3х4,4х4,5х4,6х4,7х4,8х4,9х4).

- Вместо окошек поставьте такие числа, чтобы получились верные равенства: х = 12; х = 16; х = 18; х = 24.

  • (3.4; 4.3; 2.6; 6.2.)
  • (2.8; 8.2; 4.4.)
  • (3.6; 9.2)
  • (6.4; 8.3.)

- Послушайте текст: «В сказке было 7 положительных и 4 отрицательных героя. Сколько всего героев было в сказке?»

- Это задача? (да).

- Докажите. (есть вопрос, условие, нет подсказки как решать.)

- Составьте обратные задачи. («В сказке было 11 героев. Из них 7 положительных. Сколько отрицательных героев в сказке?», «В сказке было 11 героев. Из них 4 отрицательных, остальные положительные. Сколько положительных героев в сказке?»).

Разминка завершена, Мы с вами попали в сказку. А вот в какую вы узнаете, когда отгадаете героя, который о себе говорит так: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» (Колобок.)

- Верно, в русскую народную сказку «Колобок» (показ рисунка).

- Испекла баба колобок, положила его на окошко остудить. Колобок лежал, лежал, а потом прыг и покатился по дорожке. Катится, катится, а перед ним калитка, но не простая, а сказочная, на ней сделаны записи (показываю калитку).

И откроется она перед тем, кто быстро и правильно выполнит задания. А Колобок в школе не учился, математики не знает. Что же делать? (Помочь Колобку).

- Итак, давайте поможем Колобку справиться с заданием.

- Как называются записи, сделанные на калитке? (Выражения).

- Назовите лишнее выражение? (64+5,потому что второе слагаемое однозначное число, 46-24, потому что это выражение на вычитание, а остальные на сложение).

- Найдите значение этих выражений. (Дети работают у доски с объяснением).

- Молодцы. Верно. нашли значение выражений и помогли Колобку.

2. Работа над новым материалом.

Отворилась калитка и покатился Колобок дальше. Катится, катится, а на встречу ему Заяц. Идет, рыдает, не знает, как выполнить задание. И если Колобок ему не поможет, он его съест. Поможем, ребята? (Поможем).

- А задание такое: (на доске таблица)

  • 1х2;
  • 1х3;
  • 1х4;
  • 1х5;
  • 1х6;
  • 1х7.

-Сравните левую и правую части выражений.

- Что заметили? (Первый множитель одинаковый -1, а второй увеличивается на 1).

-Как записать закономерность в общем виде? (1 х а = а).

-Найдите значение произведений. (Дети работают по цепочке в тетрадях с комментированием).

- Ребята, кто из вас догадался какая тема нашего урока?  (Умножение на 1).

- Найдите значения выражений, записанных на доске:

  • 1х45;
  • 1х53;
  • 1х12;
  • 1х78;
  • 1х99;
  • 1х37.

(Работа идет в тетрадях с комментированием).

-Молодцы. Помогли Колобку. Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Волк. Он съест Колобка, если мы ему не поможем. Мы должны провести физкультминутку.

(Дети самостоятельно проводят физкультминутку).

- Помогли мы Колобку. Покатился он дальше. Катится, катится, а навстречу ему Медведь. Нужно помочь Колобку, иначе Медведь его съест.

3. Работа по учебнику.

Необходимо выполнить задание из учебника: стр.124 № 287: Реши задачу: «На клумбе распустилось 28 роз. Когда часть роз срезали, их осталось 17. Сколько роз срезали?» (Учащиеся вслух читают задание и коллективно его разбирают).

-О чем идет речь в задаче? (О розах).

-Что мы знаем по условию задачи? (Было 28 роз, осталось 17).

-Какой вопрос задачи? (Сколько роз срезали?).

-Запишем краткую запись:

Было – 28 роз.

Срезали - ?

Осталось – 17 роз.

- Как будем решать задачу? (28-17=11 (р.))

- Запишите ответ задачи самостоятельно.

(Дети читают вторую часть задания вслух: сравни задачу с задачами задания № 282).

- В чем сходство и различие между задачами? (Числа одинаковые, а вопросы разные).

- Сравните решение этих задач. Одинаково ли они будут решаться?

- Как можно назвать эти задачи? (Обратные).

- Молодцы. Справились с заданием, помогли Колобку. Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Лиса: хитрая, умненькая, льстивая. Как Колобку не попасть в пасть Лисе? Давайте ему поможем.

- Задание № 288- самостоятельно.

Дети выполняют задание:

После выполнения задания, учащиеся выполняют взаимопроверку.

4. Подведение итога.

- Какие знания мы сегодня открыли? (Мы узнали, что при умножении единицы на число, получается число, на которое умножали).

- Получили ли вы удовлетворение от урока?

- Какие у вас будут пожелания?

5. Домашнее задание.

- А дома, ребята, придумайте свои выражения, подобные тем, которые вы выполнили в № 288.

-Урок окончен. Всем спасибо за урок!