Методика использования информациооных технологий на комбинированном уроке

Разделы: Физика


Я думаю, вы согласитесь со мной, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировоззрения учеников, формировании в их сознании единой картины мира.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Информацию по любой теме ребенок может получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью компьютера.

Сейчас, когда компьютер занял свое прочное место ни только в доме и в офисе, но и в школе, он становится хорошим помощником в подготовке и проведении уроков физики. Из экзотики ПК превращается в весьма эффективное техническое средство для организации и проведения урока. Компьютер дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например явления микромира или быстро протекающие процессы. Компьютер универсален, он может выступать в роли телевизора, кинопроектора, кодоскопа. Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, превосходя их по качеству.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты. Выбор системы программирования определяется поставленной задачей и знаниями педагога. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.

Сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, которые можно использовать на уроках. Есть программы, предназначенные для тестирования знаний учащихся, программы-тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели. Правда, большинство производителей, создавая программы по предметам, ориентируются на домашнее использование, а не на классные занятия. Программные продукты по физике полностью не вписываются в конкретный урок и могут быть использованы как элемент урока.

На своих уроках наиболее часто я использую следующие готовые программные продукты:

  1. 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий (библиотека мультимедиа-объектов, снабженная системой поиска).
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс. “Кирилл и Мефодий”.
  3. Учебное электронное издание “Физика.7-11 классы. Практикум”.

Программные продукты содержат:

  • Видеофрагменты
  • Схемы приборов и механизмов
  • Интерактивные модели
  • Иллюстрированные таблицы
  • Фотографии и рисунки
  • Анимации
  • Вопросы и задачи для самоподготовки
  • Поисковую систему
  • Систему помощи
  • Звуковое сопровождение
  • Справочные таблицы и т.д.

Чаще всего я использую CD “Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс”. ООО “Кирилл и Мефодий”. В данной программе предусмотрено создание собственных презентаций из материалов программы.

Наибольшую наглядность для учащихся представляют интерактивные модели по всему курсу физики, параметры такой модели можно изменять, что позволяет перейти от компьютерного наблюдения, к компьютерному эксперименту. Эксперимент важен в понимании многих физических явлений, так как физика наука – экспериментальная. Диски также содержат большое количество дополнительного материала для подготовки к уроку, справочные таблицы, формулы.

Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций учителем к своим урокам. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени составить урок. Создавая презентацию, учитель на экран выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Учитель создает презентацию в соответствии с собственным видением темы урока

Мной созданы презентации к различным видам учебных занятий. После определения темы урока и вида презентации составляется блок - схема, определяется содержание отдельных частей. По блок- схеме составляется шаблон презентации, и каждый слайд заполняется нужным материалом. На основе этой презентации можно в дальнейшем составлять другие уроки, что займет гораздо меньше времени. Обычно презентация к уроку содержит не более 6-7 слайдов:

  • Слайд с темой урока.
  • 2-3 слайда по новому материалу. Они же используются для осмысления и осознания учебного материала.
  • Слайд для систематизации знаний.
  • Слайд с информацией о домашнем задании.
  • Слайд для проверки уровня знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию разработку комбинированного учебного занятия по физике 7 класса по теме “Простые механизмы. Коэффициент полезного действия” с использованием медиа-технологий. Структура такого занятия включает следующие этапы:

  • Оргмомент.
  • Целеполагание и мотивация.
  • Актуализация.
  • Первичное усвоение учебного материала.
  • Осознание и осмысление учебного материала.
  • Систематизация знаний и умений.
  • Применение знаний и умений.
  • Проверка уровня усвоения знаний и умений.
  • Информация о домашнем задании.
  • Рефлексия (подведение итогов).

Подчеркнуты те этапы урока, на которых мною применяются медиа-технологии. Считаю, что на этапе применения знаний и умений нет особой необходимости в применении ИТ, т.к. при формировании специальных умений и навыков необходим прямой контакт “учитель-ученик”, индивидуальная работа с учеником.

К уроку мною составлена презентация из 6 слайдов (приложение 3).

Слайд 1 содержит название темы урока.

Слайды 2 и 3 использовался на этапе усвоения учебного материала о простых механизмах во время небольшой лекции о видах простых механизмов. Также при первичном усвоении нового материала использовалась анимация со звуком действия клина из программы “Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс”. “Кирилл и Мефодий” (видеофрагмент). После просмотра анимации для осознания и осмысления учебного материала учителем поставлен вопрос репродуктивного характера: “За счет чего происходит выигрыш в силе? Где вы могли видеть такой механизм?” При затруднении учащихся объяснения даны были с использованием слайда 3. Т.е. содержание слайда дополнено анимацией и в случае необходимости учитель может вернуться к нужной информации на слайде.

На уроке учащиеся работали с моделью подъемного крана (видеофрагмент). Слайд 2 содержит дополнительную информацию к модели – рисунок графической модели подъемного крана.

А также на данном слайде в центре изображен ворот как простейший механизм, применяемый в конструкции более сложных механизмов. Содержание слайда использовалось не только для осознания и осмысления, но и систематизации учебного материала.

Слайд 4 использовался на этапе систематизации знаний о простых механизмах. К данному слайду был поставлен вопрос: “Рассмотрите графические модели простых механизмов. Определите взаимосвязи между этими механизмами. Приведите примеры использования данных простых механизмов”.

Слайд 5 содержит информацию о дифференцированном домашнем задании.

Слайд 6 использовался на этапе проверки уровня усвоения знаний и умений. В результате самопроверки выполнения тестового задания учащиеся оценили свою работу на уроке, и нашли условно КПД полезной работы на уроке.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребенка.

Информационная технология, по словам Б. Гейтса “способна гуманизировать среду образования. Вынуждая постоянно учиться, она превратит этот процесс в удовольствие и сразу же даст почувствовать практические результаты”.

Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге?

Прежде всего, личностную открытость преподавателя обучаемым. Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальным образом. Компьютер позволяет сделать шаг вперед в прогрессе наглядного обучения по сравнению с нынешними инструментами. Возможности компьютера позволяют заменить неровные строки и кривые схемы четкими шрифтами и красочной графикой – миллионами учебных иллюстраций, фотографий.

Таким образом, компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.

Конспект открытого урока физики 7 класса по теме “Простые механизмы. Коэффициент полезного действия” с применением мультимедиа-технологий

Комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные

  1. Знать определение простых механизмов, их виды и назначение. Определять полезную и затраченную работу. Знать, что полезная работа всегда меньше затраченной, что КПД – число, показывающее долю полезной работы от всей затраченной. Уметь определять КПД простых механизмов, знать золотое правило механики. Приводить примеры проявления золотого правила механики.
  2. Знать, как сконструирован ворот и что такое лебёдка, находить в их работе принцип действия рычага. Предлагать способы увеличения КПД механизмов. Формулировать золотое правило механики, понимать его приближенный характер.
  3. Уметь определять принцип действия других простых механизмов (клин, винт, наклонная плоскость). Приводить примеры проявления золотого правила механики при использовании в быту технических приспособлений, опознавать в их работе принципы рычага и наклонной плоскости. На этой основе разработать классификацию изученных простых механизмов.

Развивающие

  1. Способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах. Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов.

Воспитательные

  1. Воспитывать любознательность, познавательную активность. Показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость – условие успешного обучения.

Оборудование:

  • динамометр,
  • линейка,
  • груз,
  • модель подъёмного крана и наклонная плоскость из набора “Механика (простые механизмы)”: Учебная лаборатория “Опыты по физике в школе и дома”, ООО “Фирма “СТРОНГ-XXI”, 2000.

ТСО: компьютер, мультимедиа - проектор (ММП), CD “Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс”. ООО “Кирилл и Мефодий”, 2001.

Демонстрации: работа ворота (на примере модели подъёмного крана) и наклонной плоскости; действие клина и винта.

План урока

Содержание этапа урока Использование ТСО, демонстрации Действия учителя Действия учеников
1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация.   Приветствует учащихся. Сообщает цели урока. Настраивает на работу. Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

2. Проверка домашнего задания. Контроль знаний учащихся по теме “Блок”.   Раздает два варианта тестовых заданий [2;3] (Приложение 1). Контролирует время выполнения задания - 5' Выполняют тестовые задания (5 вопросов).
3. Актуализация. ММП

Слайд 1 (приложение 3).

Вопрос: “Какие простые механизмы вы уже знаете? Где вы могли их встречать?” Отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока.
4. Усвоение учебного материала о простых механизмах. ММП

Слайд 2 (приложение 3).

Слайд 3.

Анимация “Клин и винт” (CD “Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс”. ООО “Кирилл и Мефодий”: Простые механизмы).

Работа клина и винта

Лекция о видах простых механизмов по плану:
  1. Ворот (назначение, выигрыш в силе, использование).
  2. Усложненный механизм – лебёдка (назначение, выигрыш в силе, использование).
  3. Наклонная плоскость. Разновидность наклонной плоскости – клин (назначение, выигрыш в силе, использование).
Слушают. Делают записи в тетради.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Модель подъёмного крана.

Работа ворота

Вопрос: “Назовите примеры использования ворота в жизни человека, технике, на производстве. Рассмотрите модель подъёмного крана. Объясните его устройство. За счёт чего происходит выигрыш в силе?” Работают с моделью подъёмного крана. Отвечают на вопросы.
6.Систематизация знаний о простых механизмах. ММП

Слайд 4 (приложение 3).

Проблемный вопрос: “Рассмотрите графические модели простых механизмов. Определите взаимосвязи между этими механизмами. Приведите примеры использования данных механизмов”. Определяют черты сходства и различия в простых механизмах. Сравнивают и обобщают изучаемые простые механизмы. Отвечают на вопрос.
7. Усвоение учебного материала о другой характеристике простых механизмов - коэффициенте полезного действия.   Даёт понятие КПД простых механизмов. Объясняет, что полезная работа всегда меньше затраченной, что КПД – число, показывающее долю полезной работы от всей затраченной. Слушают. Делают записи в тетради.
8. Применение знаний и умений для нахождения КПД наклонной плоскости. Наклонная плоскость, динамометр, линейка, груз Организует выполнение практического задания с целью определения полезной и затраченной работы, КПД наклонной плоскости. Контролирует выполнение задания, записывает на доске ключевые моменты задания, ответ. Разбирают конструкцию модели подъёмного крана. Собирают наклонную плоскость. Выполняют практическое задание. Оформляют как расчетную задачу.
9. Информация о домашнем задании. ММП

Слайд 5 (приложение 3).

Комментирует домашнее задание:

А.§ 23,24, вопросы, подготовка к лабораторной работе 5

Б. Задача 76

В.Разработать классификацию изученных простых механизмов.

Записывают задание в дневники.
10. Проверка уровня усвоения знаний и умений. ММП

Слайд 6 (приложение 3).

Раздаёт тестовые задания [2;4]. Организует выполнение заданий (Приложение 2).

Контролирует время выполнения - 3'.

Выполняют тестовые задания (5 вопросов).

Самопроверка ответов (правильные ответы на слайде).

11.Рефлексия.   Вопрос: “Кто из вас выполнил все задания правильно? Вычислите условно ваш КПД сегодня на уроке. Кому из вас было трудно на уроке? Что было самым трудным?”

Оценивает ответы учащихся, проявивших активность на уроке.

Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу на уроке.

Литература:

  1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Павленко А.Е., Павленко В.А. Тестовые задания по физике. – М.: “Школьная пресса”, 2003.
  3. Поурочное планирование по физике: 7 класс: к учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной “Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений” /Л.А.Прояненкова, Г.П. Стефанова, И.А. Крутова; под ред. Л.А.Прояненковой. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006.
  4. www.fizika.ru.

Вид доски: (Приложение)