Индия: территория, ЭГП, населения

Разделы: География


Цели:

  • Знакомство с территорией, ЭГП Индии, выявление особенностей населения: численности, размещения, этнического и религиозного состава;
  • Воспитание толерантности, экологическое воспитание, коллективизма в групповой работе;
  • Развитие навыков анализа статданных, экономических карт, текстового материала, навыков сравнения характеристик двух стран.

Оборудование:

  • карты атласа,
  • политическая карта Азии,
  • статистические данные “Динамика численности населения Индии”, “Динамика численности городского населения Индии”,
  • учебник Максаковский “География. 10 класс”, 2007, Максаковский “Географическая картина мира”, II том.

Метод обучения: исследовательский

Форма работы: групповая.

Ход урока

1. Оргмомент, постановка цели.

Сегодня мы начнем изучение одной из самых интересных стран мира – Индии, познакомимся с ее территорией, ЭГП и населением страны.

В: Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии?

(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые)

В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран.

Изучать Индию будем в сравнении с Китаем и результаты фиксировать в таблицу, которую начали заполнять на прошлых уроках.

Таблица “Сравнительная характеристика Китая и Индии”

План характеристики Китай Индия Результаты сравнения
       

2. Изучение нового материала.

  • Территория и ЭГП (работа со всем классом)

В: Используя ПКМ, охарактеризуйте территорию страны

В: Почему выделяют Индийский субрегион?

В: Охарактеризуйте ЭГП страны

  • Имеет широкий выход в океан – на З и Юз = Аравийское море, на В и ЮВ – Бенгальский залив.
  • Лежит на морских путях из Средиземного моря в Индийский океан, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго – Восточную Азии.
  • На севере, СВ – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.
  • Вывод: в целом, ЭГП Индии благоприятно для развития экономики страны.

В: Как вы думаете, почему в Китай европейцы попали в средние века, а Индию Александр Македонский завоевал уже в 4 в. до н.э.?

Сравните ЭГП Индии и Китая.

  • Государственный строй

В: Используя форзац учебника, охарактеризуйте форму правления и АТУ страны.

ФП – в 1950 г. Стала республикой, но входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

АТУ – федерация

  • Изучение населения

В: Почему характеристика населения является важной часть экономико-географической характеристики любой страны?

3. Работа в группах (7–8 минут).

1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии

  1. Проследите динамику численности населения Индии. Постройте график роста численности населения Индии
  2. Сравните графики численности Индии и Китая
  3. Определите естественный прирост населения за последние 50 лет
  4. Какую демографическую политику и почему проводит индийское правительство? Добились ли власти Индии таких результатов как в Китае?
  5. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224, форзац учебника,. В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр. 280 – 283 таб. 32 “Рост населения Индии в 1901 1991 годах”.

2 группа. Этнический состав населения Индии

Охарактеризуйте этнический состав населения Индии. Сколько народов проживает в стране, каким языковым группам они принадлежат?

  1. Как этнический состав населения отражен в АТУ?
  2. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах ни приводили к национальному конфликту?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224 - 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.168 - 169. карта “Этнический состав населения”

3 группа. Религиозный состав населения

  1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?
  2. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на быт населения и экономику Китая и Индии

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224 - 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.168 - 169. карта “Религиозный состав населения”

4 группа. Размещение населения. Городское и сельское население.

  1. Как размещено население на территории страны? Почему издавна были заселены низменности в долинах и дельтах рек?
  2. Что общего в размещении населения в Китае и Индии?
  3. Проследите динамику численности городского населения Индии в 1901, 1951, 1991 годах. К какой группе стран по уровню урбанизации относят Индию?
  4. Как изменилось число городов в ХХ веке?
  5. Назовите и покажите города Индии с численностью населения более 5 млн. человек.
  6. Каков внешний облик большинства городов Индии?
  7. Какие проблемы возникают в связи с ростом городов?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр. 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.287 – 289 . табл. 33, 34. карта “Плотность населения”.

4. Выступления групп, обсуждение.

  1. Почему в Индии демографическая политика потерпела крах?
  2. Что общего и различного в характеристике численности 2 – х стран?
  3. Проблема численности стоит перед Китаем и Индией, самыми многочисленными странами мира. Но Китай перешел к 1 типу воспроизводства, а в Индии процесс затухания демографического взрыва в начальной стадии.
  4. Почему для Индии характерны конфликты на национальной почве?
  5. И в Китае проживает 56 народов – китайцы, уйгуры, монголы, тибетцы, а там нет национальных конфликтов. Почему? (китайцы – 92%, национальные меньшинства живут обособленно на западе страны. В Индии хиндустанцы - 28% населения)
  6. Вспомните, как формировалась территория современной Индии. Английская колония была разделена на 3 государства: Пакистан, Индия, Бангладеш. Часть пенджабцев осталось жить на западе страны, а бенгальцы - на востоке. Истоки национальных и религиозных конфликтов надо искать в истории страны.
  7. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на консолидацию общества в Китае и Индии.

Конфуцианство заставляет человека подчинить свои личные интересы интересам общества, уважать учителя (отца, начальника), консолидирует общество на решение общих проблем.

Индуизм своим главным догматом разъединяет индийское общество.

  • Почему говорят: “Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?”
  • Почему Китай и Индия относятся к странам со средним уровнем урбанизации?

Мы видим, что в размещении населения и уровне урбанизации страны имеют много общего.

5. Итог.

  1. Какие проблемы выделим при характеристики населения?
  2. В чем сходство и различие проблем населения Китая и Индии?
    • Сходства: многочисленность, многонациональность, размещение населения.
    • Различия: отсутствие в Китае национальных и религиозных конфликтов, решение демографических проблем в Китае.

Почему в рекомендации ООН было сказано: “Если в Индии не удастся в ближайшее время остановить рост населения и решить другие проблемы, то она скорее последует за Африкой, нежели за Китаем?”

Индия – страна древней культуры. Классический танец, древний эпос, учение йоги оказало влияние на культуру многих народов мира.

Сообщение - опережающее задание “Традиции Индии”.

Д/з, стр. 224 – 227, заполнить графу “Результаты сравнения” таблицы.