Здоровье и образ жизни

Разделы: Экология


Цель:

  1. Раскрыть значение здоровья,
  2. Показать различные виды здоровья,
  3. Выяснить особенности здорового образа жизни, режима дня,
  4. Практически оценить свое здоровье.

Ход урока

Вспомните! Из курса биологии - Орган, система органов, жизненные функции организма. – 5 минут.

Проработка основных понятий, работа с текстом, ответы на вопросы в конце текста, – 25 минут.

Человек -- биосоциальное существо. С одной стороны, человек является неотъемлемой частью живой природы, а с другой — развитие и воспитание людей невозможно вне человеческого общества

  • Докажите, что человек - это часть природы.

Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу, а окружающая среда воздействует на нас. Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем. Сегодня нет сомнений в том, что здоровье природы и здоровье человека неразделимы. Природа — необходимая среда обитания людей.

Для человека окружающей средой является не только природа, но и общество, которое живет по своим законам и правилам. Мы постоянно общаемся с другими людьми, вступая с ними в межличностные отношения. Общение может быть благоприятным, способствующим развитию личности, и неблагоприятным, приводящим к психическим перегрузкам и даже срывам.

Социальная среда иногда “порождает” условия для приобретения вредных привычек, которые перерастают в болезненные пристрастия (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и приводят к таким опасным последствиям, как венерические болезни, СПИД.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье—это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Соответственно различают физическое, психическое и социальное здоровье.

Физическим здоровьем называют состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.

Под психическим здоровьем понимают состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.

Социальное здоровье — это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.

- Состояние здоровья у разных людей существенно отличается. Оценить его в целом позволяют: уровень работоспособности и социальной активности человека, способность противостоять обстоятельствам жизни, способность адаптироваться в окружающей среде.

• Попробуйте, аргументировано оценить состояние здоровья ваших родственников или друзей.

Здоровье создается и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания. Для того чтобы прожить долгую полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровый человек может потерять свое физическое, психическое и социальное благополучие, если окажется в зоне экологического бедствия.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 80 % болезней определяются экологическими условиями. В настоящее время человечество осознало, что здоровье всех и каждого связано со средой обитания. Все мы должны бережно относиться к здоровью своему и окружающих. А здоровье и красота неразделимы, что люди осознавали во все времена. Г. Гейне писал: “Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье”.

На здоровье оказывает влияние образ жизни человека.

Образ жизни — это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Он складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека. Говоря об образе жизни, подразумевают привычный для человека тип питания, труда и отдыха, отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

Сохранить здоровье можно только при здоровом образе жизниповедении, направленном на укрепление здоровья и основанном на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни — биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей.

От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 50 % зависит от образа жизни, на 17-20% — от социальных и природных условий, на 17-20% — от особенностей наследственности человека и на 8-9 % — от органов здравоохранения. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что наше здоровье — в наших руках. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь.

  • Приведите примеры полезных навыков и привычек, помогающих сохранить и приумножить здоровье.

Главными условиями, способствующими укреплению здоровья, являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой.

Некоторые люди считают, что режим дня, т. е. жизнь по распорядку, скучна и ограничивает свободу личности. Но это неверно! Нужно придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.

  • Приведите примеры из жизни растений или животных, доказывающие пагубность нарушения устоявшихся ритмов.

Движение — это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал свой организм. И в настоящее время развитие детей и состояние здоровья взрослых зависят от двигательного режима. При недостаточной двигательной активности (гиподинамии) развиваются некоторые заболевания и ускоряется процесс старения.

На здоровье человека благотворно влияет общение с природой. Знаменитый древнегреческий мыслитель Гиппократ писал: “Природа лечит, врач помогает”. Природные факторы — свежий воздух, вода, солнечный свет — улучшают деятельность всех систем организма.

Правильное питание тоже способствует укреплению здоровья. Необходимо следить за составом и разумным количеством пищи, правильно распределить ее в течение дня и соблюдать правила гигиены. Более подробно о факторах сохранения здоровья вы узнаете из следующих параграфов.

Понятия, вводимые на уроке:

  1. Человек — биосоциальное существо.
  2. Природная и социальная среда.
  3. Здоровье.
  4. Образ жизни. Режим дня.

Вопросы.

  1. Объясните смысл выражения: “Человек - биосоциальное существо”.
  2. Что такое здоровье?
  3. Какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека?
  4. Согласны ли вы с изречением Г. Гейне? Обоснуйте ответ.
  5. Дайте определение понятия “здоровый образ жизни”.
  6. Как связаны здоровье и образ жизни?

Закрепление материала. Проведение лабораторной работы. – 10 минут.

Лабораторная работа № 1.

Тема. Оценка состояния физического здоровья.

Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

  1. подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.
  2. выполните 20 приседаний за 30 секунд.
  3. подсчитайте пульс после физической нагрузки.
  4. проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.
    Характеристика Спортсмены Здоровые нетренированные люди Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы
    В состоянии покоя

    58

    72

    80

    В состоянии после нагрузки

    88

    107

    122

    Прирост частоты сердцебиений

    30

    35

    42

  1. сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.

Подведение итогов урока, домашнее задание – 5 минут.

Домашнее задание подготовится к проектной деятельности.

Тема: прогноз погоды устами медика.

(О профилактике некоторых заболеваний)

Ход работы

  1. выбор исследуемой группы людей (ваш класс или семья)
  2. сбор информации о частоте возникновения простудных заболеваний в прошлом году с помощью сотрудника медицинского кабинета школы или сведений из классного журнала о пропусках по болезни.
  3. сопоставление этих сведений с прогнозом погоды по собственным наблюдениям или подшивкам газет.
  4. выводы о предупреждении простудных заболеваний.
  5. защита проекта: сообщение или оформление в письменной форме.