Соревнования "Силовое многоборье" как фактор формирования здорового образа жизни и конкурентноспособной личности.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Приоритетное направление общей физической подготовки

Каждый учебный предмет решает свою специфическую задачу. А чему учит физическая культура? По нашему мнению она должна – учить искусству, быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Физическая культура является базовой образовательной областью. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого формируется разностороннее развитие личности.

Цель уроков физической культуры: формирование физической культуры личности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи уроков физической культуры:

-Создание условий, содействующих формированию, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта.

-Повышение функциональных возможностей организма учащихся школы.

-Повышение уровня физической подготовленности учащихся.

-Преемственность и взаимосвязь разных внеурочных форм физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, формирование потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.

-Объективность оценивания уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

В основе всех видов спорта, а также и уроков физической культуры лежит общая физическая подготовка (ОФП).

Задачи ОФП:

- повышение уровня общей работоспособности,

- содействие разностороннему гармоничному развитию школьника,

- укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма,

-приобретение спортивной работоспособности.

Особенно ОФП нужна на начальном этапе подготовки. С первых уроков физической культуры мы должны больше времени уделять на развитие физических качеств. Чем выше уровень развития физических качеств, тем быстрее идёт процесс овладения двигательными умениями и навыками. Поэтому мы разработали свою методику подготовки учащихся, направленную на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Практика и опыт работы показывают, что ОФП нужна на каждом уроке физической культуры независимо от того, какой раздел программы выполняет учитель. Приходя в школу с летних каникул, у учащихся снижаются показатели физического развития, относительно весны предыдущего учебного года. Именно в этот период мы должны заинтересовать ребят в целенаправленной работе, разработать для каждого свой комплекс, дать рекомендации по развитию того или иного физического качества. Совместные занятия кроссовой и силовой подготовкой дают ощутимые результаты уже в конце первого месяца учёбы. Чтобы поднять интерес учащихся, в конце октября в школе проводим соревнования по “силовому многоборью”. Объединив тестовые упражнения и разработав очковую систему оценки результатов, мы получили многоборье, рассчитанное на проявление разнообразных физических качеств. Все упражнения и тесты доступны школьнику, выполняются на основании школьной программы. В течение месяца на уроках физической культуры идёт подготовка к данным соревнованиям.

Состязания проходят в два этапа.1 этап – внутриклассные соревнования, в которых участвуют все ученики школы, проводим на уроках физической культуры. Во 2 этапе соревнуются победители и призёры 1 этапа. Учащиеся стремятся показать высокие результаты, чтобы занять “ячейку” победителя соревнований. В течение 20 лет фиксируются рекорды школы в отдельных видах “силового многоборья”.

Очковая система данного многоборья хороша тем, что до последнего теста невозможно предсказать кто победит. Один вид упражнений выигрывает один ученик, второй вид – другой и т.д.; а в сумме многоборья может победить школьник, не выигравший ни один тест. И поэтому ученики стараются выполнить тест так, чтобы получить наибольшее количество очков.

В зависимости от возраста учащихся и школьной программы в состав многоборья включается от 5 до 8 тестовых упражнений.

Методика выполнения тестовых упражнений:

“Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа”

Исходное положение (и.п.) упор лёжа на полу руки на ширине плеч, ноги вместе. Сгибая руки назад (кузнечик) коснуться грудью контактной платформы высотой 5 см , вернуться в и.п. Запрещается прогибать туловище (менять и.п.), касаться пола различными частями тела, разноимённо разгибать и сгибать руки Время на выполнение упражнения -4 минуты.

“Прыжок в длину с места”

Из и.п. стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперёд с места на максимальное расстояние. Подскоки, напрыгивания, заступ на стартовую черту – запрещены. Результат – расстояние от стартовой черты до ближайшего касания пола любой частью тела участника. Даётся три попытки, учитывается лучший результат.

“Бросок набивного мяча”

Вес мяча – 1 кг. Даётся три попытки, засчитывается лучшая. И.п. сидя на полу ноги врозь, стопы не пересекают стартовую линию. Бросок производится двумя руками из-за головы на максимальное расстояние от стартовой линии.

“Подтягивание на низкой перекладине”

И.п. – вис лёжа, хват сверху. Высота перекладины -90-120 см (в зависимости от роста и возраста учеников). Туловище прямое, руки на ширине плеч (плюс – минус ширина ладони). Подтягиваться до положения подбородок выше уровня перекладины. Возвращаясь в и.п. руки полностью выпрямлять. Нельзя поднимать живот, бёдра, сгибать колени, разноимённо сгибать руки. Время на выполнение упражнения 4 минут, 1 попытка.

“Подъём туловища”

Время на выполнение упражнения 1 минута, даётся одна попытка.

И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы вместе или на ширине плеч (удерживает партнёр), руки за головой, локти разведены в стороны и касаются мата. По команде “марш” выполнять подъём туловища, сгибаясь до касания локтями бёдер и возвращаясь в и.п. Тест выполняется на гимнастическом мате.

“Прыжки через короткую скакалку”

Время на выполнение упражнения 1 минута, даётся одна попытка.

Прыжки выполняются на двух ногах, при ошибке (остановка, запуталась скакалка и т.д.) упражнение продолжаем выполнять и счёт идёт дальше, до истечения контрольного времени.

“Челночный бег 4*9 м”

Даётся две попытки. Учитывается лучший результат. На расстоянии 9 метров от стартовой линии кладутся два бруска размером 5*5*10 см. По команде “марш” участник бежит и поочерёдно переносит по одному бруску за линию старта- финиша. Бруски нельзя бросать. С последним бруском участник должен пересечь линию старта- финиша. Время фиксируется до десятых долей секунды.

“Челночный бег 10*9 м”

Правила выполнения те же, что и ч/б 4*9 м, но применяется пять брусков, которые поочерёдно переносятся за линию.

“Бег 30 метров”

Даётся две попытки. Учитывается лучший результат, с точностью до сотых долей секунды.

“Подтягивание на высокой перекладине”

И.п. – вис на прямых руках, хват сверху, ладони на ширине плеч (плюс-минус ширина ладони) подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше уровня перекладины, затем разгибаются полностью, с остановкой внизу ног (фиксация). Не разрешается сгибать колени, резкие движения головой, выполнять упражнение с махов, рывков, раскачиваний. Контрольное время на выполнение упражнения 4 минуты, даётся одна попытка.

“Сгибание и разгибание рук на брусьях”

И.п. – упор на прямых руках. Сгибание рук до острого угла и возвращение в и.п., фиксация и.п. не менее 1 сек. Не разрешаются махи ногами.

“Подъём силой”

И.п. – вис на высокой перекладине. Из и.п. подтянуться и за счёт силы перейти в упор на прямых руках на перекладине.

“Подъём переворотом”

И.п. – вис на высокой перекладине. Перейти из и.п. в упор за счёт переворота вокруг перекладины.

Наши таблицы разработаны на основании школьной программы, за результат, показанный участником, превышающий 50 очков начисляются дополнительные очки, кратные верхнему шагу таблицы. Результаты учеников фиксируются на протяжении всего обучения в школе, по ним отслеживаем рост физических качеств учащихся. Ребята сами интересуются своими показателями, вместе находим пути решения проблем, разрабатываем индивидуальные планы работы на уроках и домашние задания. Нередко учащиеся среднего звена приближаются со своими результатами к старшеклассникам, что даёт им дополнительный стимул к ежедневным занятиям физической культурой, посещению тренировок.

Цель данного многоборья, очковой системы подсчёта результатов заключается в том, чтобы заинтересовать ученика своим предметом, дать ему право выбора приоритетов своего развития.

Приложение