Информационные технологии на уроках химии. Урок "Каучук как природный полимер"

Разделы: Химия


Современный этап развития образовательной системы в нашей стране ориентирован на реализацию программы информатизации образования. И это не случайно, ведь все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Появляется прекрасная возможность использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта. Учащиеся могут овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии производственных задач. Они могут приобрести навыки, которые позволят продолжать образование в течение всей жизни.

Поделюсь для начала опытом использования компьютерных информационных технологий при проведении учебного занятия в 10-м классе по теме: “Каучук как природный полимер”

Тема: “Каучук как природный полимер”.

Образовательная цель: Расширить знания учащихся о непредельных углеводородах. Дать первоначальные представления о высокомолекулярных соединениях. Изучить свойства, состав и строение природного каучука.

Развивающая цель: Продолжить развивать умения и навыки учащихся составлять структурные формулы, уравнения реакций, работать самостоятельно с текстом учебника, лабораторным оборудованием соблюдая технику безопасности, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать монологическую речь, делать выводы и обобщать. Продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением природного каучука.

Воспитательная цель: Воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.

Оборудование: физическая карта полушарий, инструкционные карточки, тесты, схема №1, портреты ученых С.В.Лебедева, М.Фарадея, коллекция “Каучук”, резиновые мячи, лабораторный штатив, слайды, газоотводная трубка, спиртовка, пробирки, натуральный каучук, бромная вода, бензин.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. 2.Изучение нового материала.

Учитель: “1493 год. Через Атлантику идет вторая экспедиция. Колумб опять ее ведет безбрежными границами”. (Слайд №1)

Ролевая игра “Знакомство цивилизованного мира с каучуком”. (Входят мореплаватели во главе с Х.Колумбом).

Ученица:

“Америка! Америка!
Приплыли на Гаити”.

(Входят “индейцы” играя с маленькими мячами). (Слайд №2)

“Бегут индейцы к берегу
И Европейцы видят:
Они играют с шариком,
И шарик этот скачет.
Любого - млад иль старенький - такое озадачит”.

(Мореплаватели с удивлением рассматривают мячи и расспрашивают “индейцев” о скачущем предмете. “Индейцы” изображают дерево гевею, надрез и сбор млечного сока. Один произносит К АО - О - ЧУ – “Слезы дерева.Мореплаватели произносят слово по своему “Каучук”, выменивают шарики и уходят.)

Ученые заинтересовались новым веществом, его свойствами.

1-ый ученый: “Интересно из какого материала сделан данный шарик?”

2-ой ученый: “Да, материал новый, нам неизвестен. Надо исследовать его состав и свойства”.

1-ый ученый: А может можно получить такое вещество искусственным путем”?

2-ой ученый: “Интересно, а какие свойства будут у полученного вещества”?

1-ый ученый: “Интересно, а где его можно применить? Вот задача”!

Учитель: “Ребята, примерно так произошло знакомство цивилизованного мира, с каким веществом?

Что мы будем сегодня изучать? (учащиеся записывают тему урока в тетрадь) (Слайд №3)

Какова цель нашего урока? (учащиеся называют цель урока: “Изучить свойства и строение природного каучука”).

А как схематично изобразить цель нашего урока? (ученик у доски составляет схему: (Слайд №4 и №5)

Новое —> интерес —> исследование строения и состава —> получение искусственным путем —> свойства полученных веществ —> применение.

Ребята, каждый для себя поставьте цель урока и мысленно проговорите ее.

Девиз урока (Слайд №6)

Мы работаем по плану, который записан на доске”.

План:

1. Ролевая игра “Знакомство цивилизованного мира с каучуком”, (сформулируйте каждый для себя цель урока)

2. Сообщение учащихся  “Восьмое чудо света”.

  • Какая страна является родиной природного каучука?
  • Что в переводе означает слово каучук?
  • Кто впервые занялся изучением свойств натурального каучука?

3.Самостоятельная работа “Изучение свойств, состава и строения натурального каучука”:

а) свойства натурального каучука;

б) каучук глазами химика

  • Состав и формула натурального каучука.
  • Строение натурального каучука (структурное звено; структурная формула мономера, формула полимера);
  • Доказательство строения натурального каучука;
  • Получение, вулканизация;
  • Получение, применение;

4. Проверочная работа.

Учитель: Ребята послушайте интересное сообщение “Восьмое чудо света” Это поможет расширить ваш кругозор и ответить на поставленные вопросы.

Сообщение учащихся “Восьмое чудо света” (Слайд №6 и №7, 8,9)

Удивительна история каучука. Моряки Колумба, отправившиеся на поиски дальних стран в надежде найти несметные сокровища, золото и драгоценные камни, и представить себе не могли, что среди их находок едва ли не самое главное значение имели образцы привезенного в Европу натурального каучука. Великое путешествие в Бразилию открыло для европейцев новую эпоху - эпоху каучука, а для всего мира – это “восьмое чудо света”. Слово “каучук” происходит от индейских слов “кау” - дерево и “учу” - течь, плакать, т.е. буквально означает “слезы дерева”. (Показ слайда № 10)

Все ли знают, что Бразилия находится в Южной Америке. Бразилия - родина каучука действительно находится в Южной Америке. Это страна по площади и населению самая большая в южной Америке; ее называют землей “зеленого золота” и “золотистых плодов”. “Зеленое золото” - кофейное дерево родом из Африки. “Золотые плоды” дает дерево какао, которое произрастает в этой стране. Индейцы бассейна Амазонки стали носить резиновую обувь раньше европейцев, так, как влажные экваториальные леса, раскинувшиеся по берегам Амазонки и Ориноко- получают каучук. А вот свойствами этого вещества первыми заинтересовались французы, а именно Ло-Кандамин.

Самостоятельная работа “Изучение свойств, состава и строение “натурального каучука”. (Слайд №11)

Учащиеся в течение 10 минут работают с текстом учебника по инструкционным карточкам (Приложение 1) и заполняют таблицу, готовят сообщение по своему заданию. Работа в группах, карточки составлены по уровням.

Свойства природного каучука и резины

 

Каучук

Резина

1. Основные свойства    
2.Состав Фарадей    
3.Строение:    
• Мономер    
• Структурное звено .  
• Формула полимера    
4. Реакция ппппополимеполимеризации    
5. Применение    

Затем идет обсуждение, выступление учащихся и заполнение таблицы у доски и в тетрадях. Свойства, состав резины изучаем в сравнении с каучуком. Обобщаем и делаем вывод по изученным свойствам и состава каучука.

Учитель. Знаете ли вы что...

Долгое время спрос на каучук был мизерный. Даже в 1830г во всем мире использовали всего 25 т. каучука.

Чтобы современный автомобиль вышел из ворот завода, нужно 250 кг каучука, на каждый самолет в среднем уходит 600кг, а на оборудование крупного военного корабля - почти 70 т каучука.

Природа вырабатывает только один вид каучука, да и то в ограниченном количестве: самая урожайная гевея дает в один день около 20 г своих “слез”. Значит, чтобы получить 100 тыс. тонн натурального каучука, нужно обработать, ни много, ни мало 13 млн. деревьев.

А в нашей стране вообще такое дерево не растет. Как быть? Где взять каучук??? Чтобы полностью удовлетворить быстрорастущей потребности.

(Ученики должны высказаться и предложить, что можно получить искусственным путем.)

Профессор, академик С.В. Лебедев с 1926-1928г работал над получением синтетического каучука. (Слайд № 15)

Ученый пошел по пути подражания природе. Поскольку натуральный каучук - полимер диенового углеводорода, он воспользовался также диеновым углеводородов, только более простым и доступным бутадиеном.

Главным итогом исследований С.В.Лебедева стало создание в нашей стране - впервые в мире промышленности - синтетического каучука

Природные и синтетические каучуки обладают эластичностью, они растягиваются в 8 раз относительно первоначальной длины, а после снятия нагрузки восстанавливают прежнюю длину.

А какими химическими свойствами обладает каучук?

Затем рассматриваем реакцию окисления и реакцию присоединения (вулканизация).

Сравниваем свойства, состав и строение каучука и резины. Их применение.

Проверочная работа. Так как по ходу изучения нового материала на каждом этапе одновременно шло закрепление изученного, то на этом этапе для учащихся с хорошими знаниями была предложена тестовая работа по вариантам. (Приложение 2). А с учащимися, которые имеют слабые знания, проводится беседа по вопросам:

  1. Что означает слово каучук?
  2. Как называется дерево, из которого получают натуральный каучук?
  3. Какими свойствами обладает каучук?
  4. Кто впервые занялся изучением свойств натурального каучука?
  5. Каков состав натурального каучука?
  6. Каково строение натурального каучука?
  7. К какому классу углеводородов относится изопрен?
  8. Кто впервые получил синтетический каучук? И т.д.

В заключение учащиеся делают обобщение и вывод:

Каучук - природный полимер, который состоит из изопрена, обладает эластичностью, прочностью, газо - и водонепроницаемостью. Можно получить искусственным путем и применять в различных отраслях промышленности.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.

Если вам урок понравился, поставьте плюс в тестовой работе.

Домашнее задание §14, №5 (письменно) стр.116, конспект, пожеланию подготовить рекламу “Каучук”.