Организация работы с одаренными длительно болеющими детьми в условиях индивидуального обучения на дому

Разделы: Школьная психологическая служба


Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Существование данной группы детей определяется статистически. Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов “одаренность” и “дети” в ином сочетании “детская одаренность”.

И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две глобальные, вырастающие из одного корня задачи:

  • Разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
  • Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка концепции одаренности важна как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема для дальнейшей разработки целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.

Предлагая понятие “Физический интеллект”, американский ученый Глен Доман акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях, обычно выделяемых психоневрологами:

  • Двигательные навыки (ходьба),
  • Языковые навыки (разговор),
  • Мануальные навыки (письмо),
  • Визуальные навыки (чтение и наблюдение),
  • Слуховые навыки (прослушивание и понимание),
  • Тактильные навыки (ощущение и понимание).

Осуществление шести функций, по утверждению Г.Домана, и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Чем раньше функция включена в использование, тем более высокого уровня можно достичь в ее развитии.

Статистические данные говорят о том, что в настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в Российской федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, социальную адаптацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут пользоваться услугами образования в различных его организационных формах. Одна из форм - обучение длительно болеющих детей на дому.

Физический дефект ребенка не позволяет в равной степени развивать все жизненно важные функции. Если страдает двигательная функция, то происходит компенсация этой функции другими. Имеется определенное число длительно болеющих учащихся, у которых компенсаторную функцию берут на себя оставшиеся пять функций. В этом случае можно говорить о детской одаренности длительно болеющего ребенка, обучающегося на дому.

Для максимального учета личностных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение. Таким образом, для работы с одаренным ребенком этот способ организации обучения должен быть самым эффективным. Если рассматривать ситуацию обучения длительно болеющего ребенка, то мы видим, что весь учебный процесс имеет индивидуальную форму. Это позволяет учителю в полной мере реализовать задачи обучения и развития одаренного ребенка. Предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы и программы для каждого ученика, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Опыт работы с длительно болеющими детьми на дому позволил мне разработать индивидуальный учебный план и индивидуальную программу, ориентируемую строго на обучение конкретного ученика, выстраивая ее в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребенка, диагноза заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития ребенка. Создаю адаптированную индивидуальную учебную программу по предметам начальной школы для обучения больных детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.

На основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому” составляю учебный план для индивидуального обучения длительно болеющих детей на дому. С учетом пожелания родителей и учащегося в учебный план вводятся дополнительно предметы: информатика (при наличии компьютера), риторика, и другие. С целью полноценного изучения программы по согласованию с родителями составлен индивидуальный учебный план для ученика 3 класса (ребенок обучается по программе “Школа 2000” - “Школа 2100” под редакцией Леонтьева). (Приложение 1)

Количество часов по учебному плану на современном этапе не может удовлетворить потребность в получении знаний и желания родителей обеспечить определенный уровень знаний своему ребенку. Поэтому для удовлетворения социального заказа родителей и обеспечения возможности развития ученика, имеющего данные характеристики детской одаренности, использовала для составления учебного плана опыт работы школы надомного обучения города Великого Новгорода, рекомендованного Письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6, методическими рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. Организация образовательного процесса по новому учебному плану имеет свои особенности - это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.

Использование в работе Базисного учебного плана позволило решить проблему полноценного обучения длительно болеющих детей: обеспечило увеличение перечня изучаемых предметов, выделение большего количества учебных часов на преподавание отдельных предметов по согласованию с родителями обучаемого; обеспечило одаренному ребенку углубленное изучение программного материала. (Приложение 2)

Начинаю работу с ребенком с диагностики одаренности. Для диагностики использую карту интересов для младших школьников И.А.Савенкова (Приложение 3). Диагностический лист содержит 35 вопросов, составленных в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

Математика и техника;

  • Гуманитарная сфера;
  • Художественная деятельность;
  • Физкультура и спорт;
  • Коммуникативные интересы;
  • Природа и естествознание;
  • Домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данные опроса вносятся в таблицу (+, -):

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35

Доминирование там, где больше плюсов. Необходимо провести опрос родителей по этим же вопросам склонностей ребенка. Сопоставление ответов детей и родителей позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка.

Методика, кроме диагностической функции, помогает в решении коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Формы работы с длительно болеющим одаренным ребенком в начальной школе.

На первой ступени обучения в школе для работы с одаренными детьми используют различные формы: олимпиады, конкурсы, направленные на проверку уровня развития продуктивного мышления, мнемонических способностей, способностей к концентрации внимания и т.п. В работе с ребенком на дому использую материалы интеллектуальных конкурсов для начальных классов.

Предлагаю ряд заданий для использования в индивидуальной работе с одаренными детьми:

1 класс.

Задание 1. Закончи рисунок:

Оценивается оригинальность.

0 баллов за рисунок крыши дома, ракеты, ромба, квадрата, горы; за остальные предметы 1 балл.

Задание 2.

Выполни последовательно:

  • нарисуй фигуры, у которых 3 угла;
  • нарисуй фигуры, у которых 4 угла;
  • нарисуй фигуры, у которых нет углов.

За каждую правильно нарисованную фигуру 1 балл.

Задание 3.

Нарисуй как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.

2 класс.

Задание 1.

Найди закономерность в расположении фигур, нарисуй недостающую.

1 вариант

Задание 2.

Свернуть листок бумаги и сделать вырезы. Дети должны представить, что получится если развернуть листок и нарисовать этот рисунок.

3 класс

Задание 1.

Дорисуй недостающую фигуру.

Задание 2.

Задачи на сообразительность.

  • Чем кончаются день и ночь?
  • Что стоит посредине Земли?
  • Чем кончается лето и начинается осень?
  • Один термометр показывает 2 градуса мороза. Сколько градусов мороза покажут два термометра?

Иной формой работы с одаренными детьми является обучение в заочной школе. Эту форму работы использую с детьми – учащимися 4 класса. В нашем регионе существует Заочная аэрокосмическая школа (г. Железногорск). Обучение в заочной школе позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, способность к самообучению и самопознанию. При составлении тематического планирования, изучение определенных тем планирую в соответствии с поступлением методических материалов заочной школы. Так, при изучении темы “Имена прилагательные” в 4 классе выделяю дополнительное время на изучение материала, предлагаемого заочной школой и на выполнение заданий повышенной трудности. Задания направляются ученику в форме контрольной работы. Выполнение их предусматривает самостоятельное получение знаний учеником путем изучения методических материалов, а также получения дополнительной информации из указанных источников. Привожу пример заданий по русскому языку в 4 классе.

Задание 1. “Слова рассыпались”. Собери слова, определи части слова:

на н стен ый –

оват сер ый –

ный лун –

чест бес н ый –

пол ые ев –

Задание 2. Попробуй признать предмет:

Белый, холодный, сыпучий ………

Звонкий прозрачный…………..

Солнечный зимний…………

Прекрасная морозная……………

Светлая, солнечная………….

Сладкий шоколадный……………

Задание 3. Вставь пропущенные окончания, определи падеж:

Пел сильн.. голо.., с нов.. друг.., за больш... деревь.., на высок.. забор.., из-за мелк.. дождик.., через мелк.. руч..