Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике и информатике "Ралли Париж—Москва"

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  1. Развитие интереса к предметам математика и информатика;
  2. Умение работать в команде и быстро принимать решение;
  3. Развитие творческих способностей учащихся;
  4. Раскрытие личностных качеств.

Условия проведения игры и участники:

Каждая группа учащихся (5-6 человек) – это экипаж машины.

Ведущий, три члена жюри.

Гонка состоит из нескольких этапов. На каждом этапе команда набирает определённое количество очков, которое фиксируется фишками разных цветов:

5 баллов – жёлтый цвет;

4 балла – зелёный цвет;

3 балла – синий цвет;

2 балла – коричневый цвет;

1 балл – белый цвет.

Девиз гонки на плакате: “Спешить не спеши, но поторапливайся!”

Если экипажу понадобилась “скорая помощь” - то он должен отдать фишку в 2 балла.

Если на этапе команда получает 0 баллов, значит у машины поломка, экипаж расплачивается фишкой в 4 балла.

I этап. Проверка готовности машин к старту.

Ведущий приглашает проверить готовность своих машин к гонкам, экипажи получают карточки с заданиями.

Оценивание: 1 и 3-е правильно решённое задание – 3 балла, 2-е задание – 4 балла.

Образцы заданий на карточках:

--------------------------------------------------------------------------

1. Опознай пословицу и исправь:

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты);

2. Исправь ошибку в примере:

IX + VIII = XIVIII (XVII);

3. Отгадай слово:

Жизненный, санный, морской. Воздушный, железнодорожный, Млечный, полный… (путь).

---------------------------------------------------------------------------

Примеры заданий для карточек на этом этапе.

1. Опознай пословицу:

На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива);

Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь);

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят);

Вирус не грянет – пользователь не перекрестится. (Гром не грянет – мужик не перекрестится)

Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало).

2. Исправь ошибку:

XXV + XVII = LXII (XLII)

LXX + XL = XC (CX)

DC + CCC = CL (CM)

MD + CD = CMC (MCM)

3. Отгадай слово:

Разнообразное, диетическое, ресторанное, выпадающее, вложенное, контекстное… (меню)

Транспортная, лечебная, камерная, бескамерная, надувная, локальная, адресная, последовательная, электрическая…(шина)

Позвоночный, лунный, автоматный, популярный, музыкальный, магнитный, гибкий, системный, жёсткий…(диск)

Металлическая, пластмассовая, канцелярская, пусковая, командная, селекторная…(кнопка)

Полная, пустая, потребительская, ивовая, плетёная, баскетбольная…(корзина)

II этап. Составление карты гонки.

Для этого необходимо собрать открытку. Экипажам дают карточку с 6-ю заданиями (Отгадать ребусы) и кусочки бумаги, на каждом из которых записан один из ответов. Собрав кусочки по порядку заданий, участники, перевернув их, на обратной стороне увидят текст задачи, которую надо решить.

Примеры ребусов:

Задача. Определить протяжённость гонки “Париж - Москва”, если она пройдёт через города: ПРАГА, ВАРШАВА, МИНСК. (На других карточках взять другие промежуточные города маршрута) Карта прилагается.

Оценивание: 5 баллов (желтая фишка)

III этап. Гонка по пересечённой местности.

Задания записаны на доске и у каждого экипажа на карточке. Решают по регламентированному времени. Учитывается, кто больше заданий выполнит верно.

Задания.

  1. Перевести число 147 в двоичную систему счисления.
  2. Выполните сложение 11100112 + 10110112
  3. Выполнить вычитание 100010002 – 11100112
  4. Выразите 8 Мбайт в битах.
  5. Вот строка из произведения французского писателя Альфонсо Доде: “4000 босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов”. А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов. (По 150 зубов на человека)
  6. Когда отцу было 30 лет, сыну было 5 лет, а теперь отец старше сына вдвое. Сколько лет сыну и сколько лет отцу?
  7. Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости?
  8. Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Ответ обоснуйте)

Оценивание: 1 балл за каждое задание (белая фишка)

IV этап. Незапланированная остановка из-за поломки машины.

Игра со спичками. Каждый экипаж выбирает карточку с заданиями.

Время выполнения 3-4 минуты.

Оценивние: 4 балла (зелёная фишка)

V этап. Отдых

Блиц-турнир

Команды отвечают на вопросы попорядку. Время для дачи ответа ограничено.

За правильный ответ – белая фишка (1 балл)

  1. Воробышек проснулся в 9 утра. Когда он лёг спать, если проспал всего 4 часа?
  2. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
  3. Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по два гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу?
  4. Какой знак надо поставить между цифрами 2 и 3, чтобы получилось число больше двух, но меньше трёх?
  5. Всем известно сказочное число тридевять. А сколько это в нашем понимании? (3*9 = 27)
  6. В нём 38 попугаев, 4 мартышки и один слонёнок. Кто это? (Удав)
  7. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Дробь)
  8. Какое число можно найти на каждой бензоколонке? (Октановое)
  9. Как в шутку называют электронную почту7 (Мыло от “mail”)
  10. На что заканчиваются отечественные адреса в Интернете? (.RU)
  11. Сколько точек в пикселе? (1)
  12. Как одним словом можно назвать и распространение информации от одного объекта к другому и жаргонное название уровня скорости в коробке передач автомобиля. (Передача)
  13. Он возникает при нажатии на специальное устройство на рулевом колесе, и это кнопка на рабочем столе Windows (Пуск)

VI этап. Финиш.

Творческое задание

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу нужно выполнить творческое задание. Сочинить частушку с заданными словами (Задать слова таким образом: 1-е слово – из математики, 2-е слово – из информатики, 3-е слово – из сферы “автомобили”) и исполнить.

Кто выполнит задание первым, получает жёлтую фишку (5), вторым – зелёную (4) и т.д. Дополнительно экипаж получает синюю фишку (3 балла) за самое лучшее творческое сочинение и исполнение по решению жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.

Литература:

  1. Занимательные материалы по информатике и математике. И. Д. Агеев. Творческий центр “Сфера”. Москва 2005;
  2. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. Златопольский Д.М. М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотека “Первого сентября”, серия “Информатика”. Вып. 1 (13))