Активизация познавательной деятельности на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В последнее время велика потребность общества в иностранных языках. Тому есть много причин: открытость общества, развитие туризма, обмен технологиями и многое другое. Школа отражает положение дел в обществе. Интерес школьников к изучению иностранного языка значительно вырос. Однако мы, учителя иностранного языка, тоже сталкиваемся с определенными проблемами.

Как показывает практика, интерес к иностранному языку у учащихся снижается с годами изучения. На начальном этапе основой мотивации является новизна предмета. На средней и старшей ступени необходим поиск дополнительных форм мотивации. Это осуществляется за счет привлечения дополнительных материалов из журналов “Juma”, “Schrumdirum”, газеты “Deutsch”, использования аудиокассет, видеофильмов, материалов Internet, страноведческих материалов из различных изданий, поездок учащихся и учителя.

Проблему поддержания интереса можно решить, применяя активные формы работы, нестандартные уроки.

К таким урокам относится урок - заочное путешествие по Москве (7 класс). Учитель предлагает ребятам посетить столицу нашей Родины. В речевой зарядке выясняется, что учащиеся уже знают о Москве, где хотели бы побывать, что увидеть. Попутно тренируется управление глагола fahren mit (мы едем на поезде, на автобусе, на метро и т.д.).

Все изображения транспортных средств, фотографии Москвы, карта-схема метро располагаются на доске в виде экскурсионного маршрута. Ребята слушают рассказ учителя, сообщения учащихся, отвечают на вопросы, смотрят видеофильм о Московском Кремле, делятся своими впечатлениями. В конце урока учитель вместе с ребятами намечает маршруты новых путешествий (города Золотого кольца, Берлин и др.).

Большой интерес вызывают у учащихся уроки-дискуссии по близким им темам “Идеалы и кумиры в нашей жизни” (9 класс), “Взаимоотношения детей и родителей” (10 класс), “Защита музыкальных интересов” (11 класс) и другие. Ведущим дискуссии может быть учитель или кто-то из хорошо подготовленных учеников. Дискуссия ведется по заранее известным правилам:

  1. говорить доступно и логично;
  2. аргументировать высказывания;
  3. слушать выступающего и не перебивать его;
  4. быть объективным;
  5. делать выводы.

Вопросы для дискуссии могут быть как заранее подготовленными, так и возникающими спонтанно, по ходу обсуждения.

Fragen zur Diskussion “Wer bist du? Wie bist du?”

  1. Hängt der Charakter von einem Horoskop ab? Was bist du nach dem Horoskop? Welche Charaktereigenschaften hast du? Fallen sie mit deinem Horoskop zusammen?
  2. Welche Menschen können wir schön nennen? Ist die Schönheit wichtig?
  3. Was schätzt die hietige Jugend in erster Linie: Schönheit, Stärke, Intelligenz, Mode? Und du? Welche Eigenschaften erzieht die Schule?
  4. Ist für dich Schule ein Problem? Welche Probleme hast du in der Schule? Was bedeuten für dich Hausaufgaben?
  5. Wie stellst du dir deine Zukunft vor? Welche Träume und Wünsche hast du? Mit wem kannst du deine Pläne und Probleme besprechen?
  6. Also, welche soziale Rollen spielst du? Wer bist du? Kannst du sagen, dass du dich selbst verstehst?

Актуализации знаний, умению работать с различными источниками, совершенствованию языковых умений и навыков способствуют уроки-семинары “Немецкоязычные страны” (8 класс), “Экологические проблемы сегодня” (10 класс). К таким урокам учащиеся готовятся заранее по известным им вопросам. Обычно это заключительный урок по теме. К этому моменту учащиеся овладели лексикой, накопили материал по теме, имели возможность поработать с дополнительными материалами для ответов на вопросы семинара. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся, сообщает интересные факты, расширяя их страноведческий кругозор. В таких уроках, как и уроках-дискуссиях, важно определить и аргументировать “Я-позицию”.

Fragen zum Seminar „Ökologische Probleme heute“

  1. Natur und Heimat. Heimat und Natur.
  2. Ökologisch-wirtschaftliche Probleme und ihre Folgen.
    1. Luftverschmutzung
    2. Wasserverschmutzung
    3. Bodenverschmutzung
    4. Aussterben der Tiere und Pflanzen
  3. Naturrettungsma?nahmen
  4. Umweltschutzt als Bürgerpflicht
    1. Verfassung Russlands über den Naturschutz
    2. Naturschutz als moralische Kathegorie
    3. Mein Verhalten zu diesem Problem

Нестандартными уроками, активизирующими учащихся, развивающими мотивацию для изучения иностранного языка, являются ролевые игры: “День рождения” (5 класс), “Мы снимаем фильм” (11 класс), “Книга рецептов” (8 класс) и другие. Учащиеся, проявляющие интерес к иностранному языку, с удовольствием подбирают пословицы по различным темам, которые могут служить материалом для фонетической зарядки, темами для обсуждения, способом для совершенствования лингвострановедческих знаний (подбор эквивалентов, знакомство с культурой и обычаями страны, развитие языковой догадки).

Одним из творческих заданий является перевод стихов с немецкого языка на русский. Лучшие переводы публикуются в школьной газете.

Die Engel R.M. Rilke

Sie haben alle Münde
und helle Seele ohne Saum.
Und eine Sehnsucht (wie nach Sünde)
geht ihnen manchmal durch den Traum.

Fast gleichen sie einander alle;
Im Gottes Gärten schweigen sie
wie viele, viele Inetrvale
in seiner Macht und Melodie.

Nur wenn sie ihre Flügel breiten,
sind sie die Wecker eines Winds:
als ginge Gott mit seinen weiten
Bildhauerhänden durch die Seiten
im dunklen Buch des Anbeginns.

Ангелы Р.М. Рильке

Они всегда молчат в тиши,
Их души светлые чисты,
И иногда лишь тень тоски
Проскальзывает сквозь мечты.

Они молчали поневоле,
Как ноты, слившись в унисон,
Подвластны только Божьей воле, -
Такими сотворил их Он.

Как только крыльями взмахнут,
Все струны ветры шевельнут,
Как будто Бог своей рукой
Начала жизни дал людской.

Перевод Хохловой С., 10Б, 2006 г.

Начиная с восьмого класса, многие учащиеся работают над рефератами. Выбор темы зависит от интересов и склонностей учеников, что создает дополнительную мотивацию. Важной составляющей является практическая, исследовательская часть рефератов. Так, в реферате “Немецкая кухня” ученица проанализировала меню различных ресторанов, кафе, столовых из разных федеральных земель Германии, консультации бывшего шеф-повара ресторана фирмы “Байер” господина Гюнтера Хубера, требования к профессиональной квалификации поваров (исполнитель Исаковская Т., 9 класс, 2005 г.). В реферате “Система образования в Германии” (исполнитель Казаринова М., ныне студентка факультета иностранных языков) ученица опиралась на итоги анкетирования немецких школьников, полученные ею в результате переписки. В реферате “Немецкие народные песни” (исполнитель Короткова М., 2006 г.) ученица, опираясь на знания, полученные в музыкальной школе, анализировала исторические события, эпоху возникновения песен.

Впереди разные уроки. Хочется, чтобы с них ребята уходили окрыленными, соприкоснувшись с иной культурой, позитивно настроенными от совместной работы. Надеюсь, что интерес к предмету, достигаемый активными формами урока, способствует этому.