Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

Разделы: Биология


На доске: “Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле”.

Ведущая дидактическая цель: проверка и коррекция знаний и умений учащихся.

Задачи:

  1. Образовательный аспект: повторить и систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза; об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека; углубить знания о биосоциальной сущности Человека разумного.
  2. Развивающий аспект: продолжить обучению находить нужный материал в дополнительной литературе, учить анализировать факты в определенной логической последовательности.
  3. Воспитательный аспект: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  • презентация “Происхождение человека”;
  • таблицы “Эволюция человека”;
  • тесты;
  • карточки, касающиеся антропогенеза (названия культур, места находок, даты находок, анатомические особенности и т.д.);
  • дополнительная литература;
  • у каждой группы - лист ватмана, фломастеры.

Ход урока

Мотивация

Я предлагаю вам вновь окунуться в мир наших предков, постараться представить их облик, их образ жизни.

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную тревожил, -
Он был зажжен в пещере предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.

Просмотр с помощью мультимедиа презентации “Происхождение человека”.

Учитель: Для чего нам нужны знания об антропогенезе человека?

Ученики: Чтобы понять, как появился на Земле человек, как шло его развитие. Многое в нашем поведении можно объяснить генетической памятью.

I. Актуализация опорных знаний и умений:

Работа с терминами: Объяснить значение терминов “антропогенез”, “антропоморфозы”

Указать систематическое положение человека (на доске).

Фронтальный опрос:

Расскажите о происхождении и эволюции приматов.

  1. С какого существа начался эволюционный путь приматов, приведший к появлению человека?
  2. Какие семейства входят в отряд приматов? Какими признаками отличались их общие предки?
  3. На что был направлен естественный отбор в процессе антропогенеза? Где условно проходит граница между обезьяной и человеком?

II. Проверка знания учащимися основных понятий, умения аргументировать свои суждения, работать в группе.

Работа в группах по установлению основных этапов, движущих сил антропогенеза и углублению знаний о биосоциальной сущности человека с последующей социализацией.

Класс разбит на 5 групп. Выбирают вождя и хранителя времени. Вождь – лидер, организующий распределение заданий в своей группе, впоследствии будет рассказывать о какой-либо группе предков человека (выпавшей по жребию). Хранитель времени следит за соблюдением времени, отведенного на выполнение заданий.

Задания группам (подробно в Приложении)

  1. Составить рассказ об особенностях строения и образа жизни предков человека.
  2. Изобразите на листе бумаги родословное древо человека.
  3. Составить схему последовательности этапов антропогенеза.
  4. Назовите движущие силы антропогенеза.

III. Защита заданий

1. Плакаты с изображением эволюционного древа человека крепятся на доске. Ученики вы сказывают замечания, исправляют ошибки.

2. Вожди племен ведут рассказ о “ своем племени” - о какой-либо группе предков человека. Члены других групп задают вопросы.

В группах происходит взаимооценивание участников (таблица на столе). Учитель также дает оценку правильности ответов.

IV. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания (на отдельном листочке, сдать учителю).

1. Работа по вариантам. Выполнить тестовое задание.

1 Вариант

1. Рудиментами у человека являются:

  • ушные мышцы, волосяной покров на теле, аппендикс;
  • мимические мышцы, дополнительные соски, развитые клыки;
  • хвост, дополнительные соски, аппендикс.

2. Атавизмами у человека являются:

  • мимические мышцы, волосяной покров на теле, дополнительные соски;
  • хвост, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза;
  • хвост, волосяной покров на теле, дополнительные соски.

3. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:

  • гиббон;
  • горилла;
  • шимпанзе;
  • орангутанг.

4. К биологическим факторам антропогенеза относятся:

  • групповое сотрудничество, сознание и речь;
  • изготовление орудий труда и общественный характер жизни;
  • борьба за существование и естественный отбор;
  • удлинение сроков ухода за детьми, забота о стариках больных.

5. К социальным факторам антропогенеза относятся:

  • естественный отбор;
  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • устройство постоянных жилищ.

6. Основной предпосылкой антропогенеза было:

  • прямохождение;
  • сознание и речевое общение;
  • трудовая деятельность;
  • использование руки для изготовления орудий труда.

7. Промежуточной формой на пути от животных к человеку не являются:

  • древние люди;
  • питекантропы;
  • кроманьонцы;
  • неандертальцы.

8. Какой фактор в эволюции человека приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов:

  • формирование S-образного позвоночника;
  • переход от древесного к наземному существованию;
  • развитие трудовой деятельности;
  • упрочение крестца облегчение челюстного аппарата.

9. Первыми из людей овладели зачатками членораздельной речи:

  • неандертальцы;
  • синантропы;
  • гейдельбергские люди;
  • кроманьонцы.

10. Движущими силами антропогенеза являлись:

  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • общественный образ жизни;
  • верны все ответы.

2 Вариант

1. К обезьянолюдям относится:

  • кроманьонец;
  • австралопитек;
  • питекантроп;
  • неандерталец.

2. Проявлением атавизма у людей является:

  • аппендикс;
  • густой волосяной покров тела;
  • копчик в скелете;
  • остаток третьего века.

3. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия труда, относится к:

  • древнейшим людям;
  • древним людям;
  • новым людям.

4. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:

  • прямохождение;
  • строение руки;
  • мышление;
  • все эти факторы.

5. Движущими силами антропогенеза являлись:

  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • общественный образ жизни;
  • верны все ответы.

6. К биологическим факторам эволюции не относится:

  • борьба за существование;
  • развитое сознание;
  • естественный отбор;
  • наследственная изменчивость.

7. Социальными факторами антропогенеза не являются:

  • трудовая деятельность;
  • наследственная изменчивость;
  • отвлеченное мышление;
  • создание и применение орудий.

8. Что является самым важным фактором в истории развития человечества:

  • переход к прямохождению;
  • изготовление орудий труда;
  • формирование S-образного позвоночника;
  • возникновение подбородочного выступа.

9. Для каких предков человека были ведущими социальные, а не биологические отношения:

  • питекантропов;
  • кроманьонцев;
  • неандертальцев;
  • синантропов.

10. Появление и развитие человека относится к:

  • последнему периоду мезозойской эры;
  • среднему периоду кайнозойской эры;
  • последнему периоду кайнозойской эры;
  • среднему периоду мезозойской эры;

V. Подведение итогов урока. Прочтите цель нашего урока. Все вместе мы привели в систему объемный и сложный материал. Надеюсь, вы все получите только хорошие отметки.

Рефлексия. Пишут на листочке – “Понравился урок потому, что…”, или “Не понравился урок потому, что…”.

Приложение