Методические подходы к проведению летних практических занятий учащихся по изучению энтомофауны

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Насекомые – одна наиболее широко распространенная, многочисленная часть животного мира, буквально кишащая под ночами в летнее время года чуть ли не везде и почти на каждом шагу, кружащая около нас и даже нападающая на нас, беспокоящая своей назойливостью. Однако, несмотря на это нами, и детьми также, мало замечаем.

При проведении летней полевой практики насекомые самый доступный, многочисленный объект наблюдений и объект проведения практических занятий. Учащиеся очень легко и быстро с большим интересом им живостью начинают интересоваться многими насекомыми, если специально обратить внимание их, раскрывая им образ жизни, значении того или иного насекомого для самой природы, для человека.

Организация летних практических занятий учащихся имеет немаловажное образовательное значение, так, как дает им возможность более близко и конкретно ознакомиться с объектами изучения в их природной среде обитания в тесной связи с другими организмами.

Актуальность в том, что методы проведения летних практических занятий учащихся направлены на формирование экологического воспитания и природоохранного мировоззрения у учащихся путем изучения биоразнообразия и сохранения энтомофауны.

Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии.

В качестве объекта исследования учащиеся 8-х классов.

Предметом исследования послужили летние практические занятия учащихся как эффективный метод обеспечения внешкольного практического цикла обучения учащихся.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: ознакомление учащихся с местной энтомофауной; выбор объектов изучения; освоение учащимися доступных методов полевого изучения энтомофауны; постановка учащимися несложного эксперимента по изучению объекта исследования.

Выдвинута следующая гипотеза – летние практические занятия учащихся по изучению энтомофауны должны способствовать развитию устойчивого интереса и приобретению знаний, навыков и умений работать с живой природой, поставить небольшой научный эксперимент.

В процессе летних практических занятий, не стесненных определенными рамками школьных уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента.

В данной работе делается попытка определения методических подходов по проведению летних практических занятий учащихся по изучению энмофауны по итогам исследовательской работы, в ходе летних полевых производственных практик, при которой основными методами исследования выступили: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Новизной работы, что сделана попытка использования летних практических занятий в методических подходах для изучения тем школьного курса зоологии, в частности, класса насекомых и внешкольного практического цикла экологического образования школьников.

Продолжение статьи

Использованная литература

  1. Аверенский А.И. Жесткокрылые Центральной Якутии. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991.
  2. Аверенский А.И. Водные и околоводные жуки Якутии. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.
  3. Акимушкин И. Мир животных // Рассказы о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Амосов Ю.А. Главнейшие дендрофильные чешуекрылые Центральной Якутии. Сб. “Восьмая конференция молодых ученых Дальнего Востока”, Дальиздат, 1965, с.
  5. Бельков А.А. Учебно-полевая практика по зоологии в сельской школе // Биология в школе. – 1995. - № 1.
  6. Зайцева Е.Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы // Биология в школе. – 1995. - №3.
  7. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. – М.: Агропромиздат, 1986.
  8. Злотин А.З., Галкин А.П. Занимательная энтомология. – Киев: Наукова думка, 1982.
  9. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М. – 1991.
  10. Лугинов В.А. Развитие творческой активности школьника по биологии и экологии/Художник М.Г.Старостин. – Якутск: Бичик, 1999.
  11. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Мариковский П.И. Юному энтомологу. М.:Дет. Лит., 1978.
  14. Методика сбора насекомых и составление энтомологических коллекций / Сост. Е.Л.Каймук. – Якутск: ЛОП ЯГУ, 1990.
  15. Наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы / Отв. за выпуск А.Ф.Дегтерев. – Якутск: Кооп. “Офсетчик”, 1990.
  16. Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 3
  17. Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 4
  18. Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1997. - № 5
  19. Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 2
  20. Теплов Д.Л., Титов Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии // Биология в школе. – 1999. - № 3
  21. Фабр Жан Анри. Жизень насекомых. Рассказы энстомолога. – М.: Учпедгиз, 1963.
  22. Фасулати К.К. Полевое изучение насекомых беспозвоночных. – М.: 1976.
  23. Фауна и экология растительноядных и хищных насекомых Сибири / Отв. ред. д.б.н Т.С.Золотаренко. – Новосибирск: Наука, 1980.
  24. Фенологические наблюдения: Методические рекомендации для учителей биологии / Сост. С.С. Гермогенова. – Якутск: кооп. “Офсетчик”, 1991.
  25. Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. М.Е. Аспид, В.Г. Барков, Е.Г. Бацылев и др. – М.: Педагогика, 1981.