Программа спецкурса по экологическому образованию на основе изучения краеведческого материала "Малая родина" для 3—4-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Обучение и воспитание детей, которые будут жить и заниматься профессиональной деятельностью в ХХI веке, невозможно без учета современных знаний в области экологии, взаимоотношений цивилизации с экосистемой планеты. В этих условиях особенно актуальна программа экологического образования, которая соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью. Она возбуждает их любознательность. Но, к сожалению, учащиеся поверхностно знакомы с богатством и особенностью окружающей природы, что затрудняет им глубже узнать этот мир, почувствовать его красоту, без чего невозможно развивать внутреннюю потребность, не нарушив природный баланс своим присутствием и убеждением, жизнедеятельностью.

Убеждение человека формируется с детства. Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы. Поэтому программа ориентирована именно на этот возраст. Не менее важно значение программы в построении коррекционно-развивающего пространства.

Обращение к природе развивает у детей умственные особенности, логическое мышление, речь. А переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного “гнезда”, родного края к Отечеству.

Такую логику построение эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: природосообразности, системности, доступности, мотивации учения.

В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное общение с природой, раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир.

Для детей-сирот особенно важно ведение работы по краеведению. Изучая природу родного края, ее быт, традиции, праздники, произведения УНТ в детях воспитывается любовь к родному Отечеству.

Программа спецкурса включает двенадцать тем, рассчитанных на 68 часов.

В процессе работы возможно использование разнообразных методов и приемов:

  • чтение стихов, рассказов русских писателей и поэтов; чтение легенд, мифов, библейских притч и их анализ;
  • чтение загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок, былин;
  • рассматривание физической карты мира, энтомологических коллекций, репродукций картин Пензенских художников, знакомство с глобусом;
  • беседа, объяснение;
  • групповая работа;
  • исследования, опыты, мониторинги;
  • методы арттерапии;
  • малая психологическая игра;
  • метод проектов;
  • игровые упражнения;
  • викторины на знание народных примет;
  • прослушивание природных шумов, песен о Сурском крае, голосов птиц;
  • составление гербария, икебаны, Красной книги Лопуховского леса, фотоальбома “Дарю людям радость”;
  • написание сочинений – миниатюр, придумывание сказок, историй;
  • рисование, оригами, лепка, папье-маше;
  • разучивание лирических песен о Сурском крае.

Рекомендуется проводить по программе спецкурса интегрированные уроки , привлекая учителей музыки, физкультуры логопедов, а также экскурсии, путешествие по экологической тропе. Необходимо с первого урока начать составление Красной книги региона, куда заносятся экокомпоненты, подлежащие особой защите и охране.

Программа спецкурса может быть использована в системе непрерывного образования начальной школы интегрировано в курсе “Окружающий мир” в 3-4 классах.

Основная цель.

Формирование нового экологического мышления, основанного на понимании красоты родной природы, взаимосвязи человека и природы.

Задачи:

  • формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе родного края;
  • овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей среде;
  • формирование разумного отношения к экосистеме;
  • формирование новой системы духовных ценностей учащихся, базирующихся на эстетических компонентах программы;
  • увеличение познавательного интереса школьников;
  • формирование творческой деятельности учащихся.

 

Учебно-тематический план.

3 класс (34 часа)

Живая и неживая природа.

Название темы Количество часов
лекционные практические
1.

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

8.

Мы - жители Земли

Неживая природа.

Воздух и его охрана в Пензенской области.

Неживая природа.

Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области.

Неживая природа.

Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области.

Живая природа.

Растения, произрастающие в Пензенской области.

Живая природа.

Животные, обитающие в Пензенской области

Создание проекта по спасению Земного шара.

Заключение.

3

2

 

2

 

4

 

4

 

5

 

-

-

2

2

 

2

 

-

 

3

 

2

1

 

2

Общее количество 20 14

Мы - жители Земли (5 часов).

Знакомство со строением планеты Земля, ее месте в звездной системе. Изучение представлений древних о форме нашей планеты на примере Древней Индии и Древней Руси. Первые путешественники и первые открытия. Кругосветное путешествие Магеллана.

Практическая часть: рассматривание физической карты мира, глобуса, конструирование макета планеты в технике папье-маше.

Неживая природа.

Воздух и его охрана в Пензенской области (4 часа)

Значение воздуха для живых организмов, атмосферные явления (ветер и его свойства, гроза, молния, радуга), облака и их виды. Охрана воздуха в Пензенской области.

Практическая часть: проведение опытов, прослушивание аудиозаписей ветра разной силы, запуск воздушного змея.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия в близлежащие села для составления сборника народных примет, данной местности, связанных с изучаемыми природными явлениями.

Неживая природа.

Вода и ее охрана. Водоемы Пензенской области (4 часа).

Богатство и красота мира воды. Значение воды. Свойства воды. Нравственная сторона водоочищения. Три агрегатных состояния воды. Круговорот воды в природе.

Легенда о владыке всех морей и океанов из греческой и римской мифологии.

Рождение дождя. Виды водоемов: реки, озера, пруды, моря, океаны. Водоемы Пензенской области: Лопуховские пруды, крупные реки: Сура, Ворона, Хопер, Мокша.

Охрана воды.

Практическая часть: опыты с водой для изучения ее свойств, рассматривание физической карты мира, слушание аудиозаписей шума воды, моделирование ручьев из бумаги, рисование спокойного и бушующего моря.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия на Лопуховские пруды для ознакомления со свойствами воды.

Неживая природа.

Почва и ее охрана. Рельеф Пензенской области (4 часа)

Различие понятий земля и почва. Виды почв и их свойства. Изучение различных видов камней по форме, по красоте, по качествам. История драгоценных камней. Легенды о талисманах. Горы. Рельеф Пензенской области: Среднерусская возвышенность. Охрана почв.

Практическая часть: проведение опытов для изучения свойств почвы, рассматривание физической карты мира и драгоценных камней, рисование на тему: “Какой я вижу землю”.

Живая природа.

Растения, произрастающие в Пензенской области (7 часов)

Живые объекты природы.

Строение растений. Легенды о цветах, кустарниках, травах, обитающих в лесах Пензенской области.

Значение леса в жизни человека.

Знакомство с представителями лесного сообщества на примере Лопуховского леса: лесные этажи, (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы), питание растений. Виды лесов: лиственные, хвойные, смешанные.

Виды лесов по названию деревьев, в них произрастающих: липняк, бор, ельник, рябинник, осинник, орешник, роща, дубняк.

Луг и его значение в жизни человека.

Знакомство с представителями сообщества луга на примере Лопуховских лугов.

Охрана лесов и лугов.

Практическая часть: рассматривание образцов растений в гербариях, составление гербария, икебаны, оформление фотоальбома “Дарю людям радость”, рисование и оригами, сочинение-миниатюра на тему “Мой любимый цветок”, приготовление фиточая с использованием дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: путешествие по экологической тропе ранней весной, посещение Борока -участка заповедника Приволжская лесостепь на реке Кададе.

Живая природа.

Животные, обитающие в Пензенской области (7 часов)

Классификация животных. Места обитания животных, зависимость строения тела от места обитания. Археология – наука о вымерших животных.

Земля – планета насекомых. Паукообразные. Рыбы – низший тип хордовых.

Покорители воздушного океана. Птицы Лопуховского леса. Виды животных, обитающих в Пензенской области. Влияние человека на мир животных. Их место в экосистеме и охрана.

Практическая часть: рассматривание энтомологических коллекций, проведение опытов с пером птиц, слушание голосов птиц в Лопуховском лесу, рисование птиц, оригами животных.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, в зоологический музей ЕГФ ПГПУ для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

 

Создание проекта по спасению Земного шара.

Заключение. (3 часа)

Обобщение и систематизация знаний о живой и неживой природе. Создание проекта по спасению планеты Земля от глобальной экологической катастрофы. Летние задания по сбору лекарственных трав, проведение эколого-краеведческой олимпиады для учащихся и воспитателей.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • что такое природа, живая и неживая;
  • взаимосвязи природы;
  • название частей растений;
  • особенности деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, произрастающих в Пензенской области;
  • классификацию животных, названия 3-4 видов каждого типа животных, обитающих в Пензенской области;
  • свойства воздуха, воды, почвы;
  • особенности охраны природы в Пензенской области.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения;
  • охранять растения и животных, правильно вести себя в природе;
  • пользоваться оборудованием для проведения опытов и практических работ, предусмотренных программой;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды в микрорайоне школы;
  • принимать участие в озеленении и противоэрозийных мероприятиях ближайшего природного окружения.

4 класс (34 часа)

Природа и мы.

Название темы Количество часов
  лекционные практические
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Экологические профессии

Знакомство с “Красной книгой Пензенской области”

Путешествие по экологической тропе Лопуховского детского дома. Сбор экземпляров для экологической книги. Проведение исследований.

Составление “Красной книги Лопуховского леса”

Экология и Пензенский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни родного края о природе)

Знаменитые художники – пейзажисты Н. Савицкий и Горюшкин - Сорокопудов – наши земляки

Экологическая сказка “Сказ про то, как Иванушка Лопуховское царство спасал” - творческий отчет.

Заключение

3

3

-

3

2

2

2

1

-

8

2

5

2

Общее количество 16 18

Экологические профессии (4 часа)

Что это такое? Знакомство с деятельностью плодоовощевода, лесничего, пчеловода, садовода-декоратора, селекционера. Изучение плодов деятельности этих людей.

Практическая часть: составление “Альбома моих друзей” из рисунков детей о профессиях, фотоальбома “Дарю людям радость” о плодах профессиональной деятельности.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение тепличного комбината в г. Пензе с целью ознакомления с деятельностью селекционеров; организация встреч с лесниками Лопуховского лесхоза для ознакомления с их деятельностью.

 

 Знакомство с “Красной книгой Пензенской области” (3 часа)

“Красная книга” - что это такое? “Красная книга РФ” “Красная книга Пензенской области”

Практическая часть: рассматривание “Красной книги” с целью выявления ее структуры и содержания.

Путешествие по экологической тропе (8 часов)

Практическая часть: сбор материала и проведение исследований и опытов; составление экологической книги.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: экскурсия в Лопуховский лес.

Составление “Красной книги Лопуховского леса” (5 часов)

Значение “Красной книги” для жителей данной местности.

Практическая часть: сбор материалов о растениях и животных, требующих охраны, красочное оформление “Красной книги Лопуховского леса”

Экология и Пензенский фольклор (7 часов)

Знакомство с произведениями УНТ (пословицами, поговорками, загадками, лирическими песнями), созданными жителями Пензенской области о родной природе. М. Смирнова, О. Гришин, О. Панькина, Ю. Сысоев – Пензенские поэты – песенники.

Практическая часть: разучивание и исполнение детьми лирических песен о Пензенском крае, сбор экспонатов для музея “Исток”

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение концертов народных коллективов “Миряне”, “Голоса России”, “Реченька”, народного хора им. О.В. Гришина в драматическом театре г. Пензы; организация и проведение культурных экспедиций в близлежащие села с целью сбора фольклорного материала.

Знаменитые художники – пензенцы (4 часа)

К. Савицкий и Горюшкин – Сорокопудов – наши земляки. Пейзажи знаменитых художников.

Современные художники – пейзажисты Сурского края.

Практическая часть: рассматривание и анализ репродукции картин, рисование учащимися картин природы.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: посещение картинной галереи им. К. Савицкого в г. Пензе с целью ознакомления с творчеством знаменитого земляка; организация встречи с современными художниками-пейзажистами.

Творческий отчет (2часа)

Практическая часть: инсценирование “Сказка о том, как Иванушка Лопуховское царство спасал”

Заключение (1 час)

Обобщение и систематизация знаний о роли человека в сохранении природы родного края. Летние задания: сбор фольклорного материала, созданного жителями Пензенской земли.

 

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • название экологических профессий;
  • значение и структуру Красной книги;
  • пословицы, поговорки, загадки, лирические песни, созданные жителями Пензенской области;
  • знаменитых художников – земляков.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  • уметь проводить исследования и опыты, предусмотренные программой;
  • применять знания экологических правил;
  • уметь собирать материал о растениях и животных, требующих охраны;
  • исполнять несколько лирических песен о родном крае;
  • уметь анализировать репродукции картин Пензенских художников;
  • охранять растения и животных, правильно вести себя в природе.

Условия реализации программы.

Для реализации данной программы необходимы:

  • физическая карта мира;
  • глобус;

Красная книга РФ, Красная книга Пензенской области;

  • сборники пословиц, поговорок, загадок;
  • сборники стихов и рассказов русских писателей и поэтов;
  • легенды и мифы древних народов;
  • репродукции картин художников;
  • аудиозаписи для прослушивания, магнитофон;
  • материалы для проведения опытов и наблюдений, предусмотренных программой, материалы для моделирования и рисования;
  • энтомологические коллекции;
  • гербарий;
  • образцы драгоценных камней;
  • лекарственные травы для приготовления фиточая;
  • костюмы для проведения творческого отчета.

Литература.

  1. Агесс П. Ключ к экологии. – Л.; 1982.
  2. Акимушкин И. Мир животных. –М.: Молодая гвардия, 1971.
  3. Берюкова Е.Л., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. – М., 1972.
  4. Вент Ф.В мире растений. – М., 1972.
  5. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 110.
  6. Кошмина И. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 2001.
  7. Лаптев И.Д. Надежды зеленого дома. – М.: Дет. лит., 1980.
  8. Охранять природу – значит охранять Родину/ под редакцией Баканиной Ф. – Горький, 1983.
  9. Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 107.
  10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.
  11. Экологическое воспитание младшие школьники. – Йошкар-Ола, 2002.
  12. Экологическое воспитание в семье. – Н. Новгород, 1991.