Развитие мотивации к изучению химии через ассоциативное мышление

Разделы: Химия


Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – закономерная связь двух или более психических процессов (психическими элементами), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В психологии ассоциация - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).

Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путем повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией это обычное течение каждую минуту легко может прерваться. У них одно поле духовных объектов может привести за собой другое такое, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном здесь обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами — аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем ее, все же с трудом можем найти ее основание. Как примеры этого рода укажу, что в красном цвете мы видим что-то мужественное, а в голубом что-то женственное или, что некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие — собаку, третьи, пожалуй, корову.

Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чем человек будет думать через пять минут.

По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д.Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление (associative thinking) - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Многие ключевые вопросы химии, такие как химическая связь, окислительно-восстановительные процессы, электронное строение атомов и др., являются трудными для понимания, а значит и для запоминания школьников. Трудности также проявляются в том, что многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения химии. Вся “любовь” к химии, возникшая на первых порах, именно по этой причине, то есть из-за простого непонимания, может легко перерасти в “ненависть” и справиться с ней учителю будет очень сложно. Ведь, как известно, все дети обожают “похимичить”, но как только дело касается теоретических вопросов, у некоторых проявляется буквально антипатия.

Затрудняет восприятие сложных тем также и то, что у обучающихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенной задачей учителя химии является не просто донести до ребенка смысл того или иного понятия, но и научить его самому устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности таких явлений, которые мы не имеем возможности пронаблюдать и “потрогать” своими руками на уроке. Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала ученику с учетом его индивидуального развития.

Чаще всего в различных изданиях представляются материалы, посвященные работе с одаренными детьми, материалы по активизации интереса к предмету, расчитанные, покрайней мере, на “среднего” ученика. А как быть с тем, кто просто не может понять и представить себе тот или иной, трудный для его восприятия материал? Ведь не секрет, что в химической науке действительно есть области сложные для понимания даже ученых умов. Если человек чего-то не уловил, недопонял, ему неизбежно становится скучно, неинтересно в дальнейшем. В связи с этим задача педагога находить самые разные способы и методы для облегчения понимания нового материала. Одним из таких приемов может быть ассоциативное мышление

К использованию на своих уроках приемов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если представить тот или иной процесс не на сложном научном уровне, а связать с чем-то привычным, знакомым и понятным для самого ребенка, то многие научные понятия становятся уже не так страшны ему, а главное – он их начинает понимать, а не просто заучивать.

Как мы можем заглянуть внутрь атома? А если во многих школах до сих пор нет компьютерной поддержки урока? И мы придумываем! Представляем, к примеру, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов – это взаимоотношения между людьми, со своими характерами, привычками, способностями, силой и т. д.

Примером ассоциативного мышления в истории развития химии может быть представление английским химиком Дж. Томсоном в 1904 году модели атома, которую он назвал “Сливовый пудинг” (или “пудинг с изюмом”). По его гипотезе атом уподоблен капле пудинга с положительным зарядом, в которой вкраплены отрицательно заряженные “сливины” - электроны. В последствии Э. Резерфорд в 1911 году предложил Планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра по замкнутым орбитам подобно движению планет вокруг Солнца.

Но, прежде чем привести примеры из своей практики, проанализируем с помощью анкетирования учащихся, помогает ли им ассоциативное мышление в обучении химии.

Ученикам старших классов было предложено ответить на вопросы анкеты, которая приводится ниже.

Анкета

  1. Есть ли трудные для вашего понимания темы в курсе химии?
  2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем?
  3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?
  4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?
  5. Приведите примеры способов запоминания (свои и предложенные учителем).
  6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?
  7. На каких еще уроках вы используете ассоциативные приемы?

Анализ анкетирования показал, что 45 % из всех ответивших усвоению нового материала помогают ассоциации. Заучивание и легкость запоминания составили 30% и 15% соответственно. Предполагаю, что данные группы также используют ассоциации, хотя и не определяют их так для себя. Другие способы запоминания материала составляют незначительную часть. По результатам опроса можно сделать выводы, что использование метода ассоциаций способствует усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления у детей.

Распределение способов запоминания среди учащихся видно на диаграмме:

В качестве примеров рассмотрю некоторые темы из школьного курса химии, где возможно использование метода ассоциативного мышления. Не следует воспринимать данные находки как руководство к действию, но, возможно, они могут пригодиться в педагогической деятельности начинающего учителя и, особенно, при работе с детьми с ослабленной памятью и вниманием.

Изучаемые темы Процессы, понятия Ассоциации
Знаки химических элементов Пример: фосфор, знак “Р”. “Р” - это русская буква “эр”. На “эр” - слово “рыба”, в рыбе много фосфора.
Электронное строение атомов химических элементов.   Учитель-ядро, ученики-электроны. У каждого свое место, свой уровень и т.д.

Имеются вакантные места за партами, первые парты-заполнены.

Правило Хунда. Принцип Паули. Расположение электронов на орбиталях: вначале по одному на каждой в подуровне, затем добавляется спаренный электрон.

На одной орбитали может располагаться не более двух электронов.

Вы входите в автобус, на сдвоенных местах сидят по одному пассажиру, но есть и свободные. Конечно, вы сядите на свободное сдвоенное место один. Так удобнее.

Кроме того, в транспорте не бывает мест, где сидели бы более двух человек.

Химическая связь. Причины образования той или иной химической связи.

Смещение общей электронной пары к одному из элементов.

Химические элементы, как и люди, стремятся к стабильности. Поэтому “встречаются”, “дружат” прочно или не очень, расстаются. Все зависит от характера..
Окислительно-восстановительные процессы. Окисление.

Окислитель. Восстановление. Восстановитель.

Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое – окисление. А когда ты нашел свою пропажу, настроение восстановилось – восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение - восстановитель.
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые легко отдают, проявляя восстановительные свойства.

Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов.

1-3 “рубля” в кармане – это мало. Потеряешь и не заметишь.

Ученик, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия.

Неметаллические свойства. На внешнем уровне атомов неметаллов 4-7 электронов, которые чем их больше, тем труднее отдают, но легче принимают электроны, проявляя окислительные свойства. Чем больше денег в кармане, тем труднее их потерять.

Если есть большой капитал, то легче заработать еще.

Сравнение свойств металлов и неметаллов.   Как в предыдущих строках.
Электроотрицательность. Электроотрицательность.

Смещение электронов к более электроотрицательному элементу.

1. “Жадность” к электронам.

2. Поговорка “тянуть одеяло на себя”.

3. Из двух друзей всегда кто-то лидирует.

Химические реакции. Реакция взаимодействия с кислородом – реакция окисления.

Реакции замещения и обмена.

Буква “О”. На “О” - окисление.

Демонстрируем, меняя или замещая учеников на их местах за партой.

Структура органических соединений. Полимеры. Их образование и структура.

Разрыв химических связей при полимеризации.

Изомерия углеродного скелета.

Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определенном порядке. Чтобы соединить звенья между собой вначале надо разомкнуть каждое звено.

Если учеников пересадить подругому за партами, то состав класса не измениться, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость.

Валентность. Степень окисления.   У вас есть какая-то сумма денег, вы пришли в магазин и можете потратить всю сумму или часть ее. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность.

Для развития ассоциативного мышления обучающихся на уроках и дополнительных занятиях в школе №26 г. Белово систематически используются нестандартные задачи. С целью выявления результативности применения таких задач, их роли в формировании навыков и умений, учащихся в учебный план введен курс групповых занятий “Решение задач с нестандартными формулировками” для учащихся 9-х классов.

В качестве примера приведу несколько задач без их решения.

Задача 1.

Вподвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения?

Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.

Задача 2.

Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками, вместо бельевого шнура. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье “ржавые” полосы.

Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача 3.

В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно дольше. Какие химические процессы могут происходить с инструментами при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой.

Особенности преподавания данного курса заключаются в следующем:

1. В связи с особенностью этих задач (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) они вызывают повышенный интерес у школьников, развивают любознательность. Ученикам нравится находить пути решения этих задач.

2. Решение задач по химии развивает логическое и ассоциативное мышление. Учителя математики и физики также отмечают все большее внимание к “трудным” задачам по их предметам. Это говорит об общем укреплении навыков и развитии умений решать сложные задачи естественно-математического цикла.

3. Эти задачи способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только к изучению химии, но и к учебе в целом.

4. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.

5. Систематическое применение таких заданий может служить подготовкой (начальной ступенью) для дальнейшей профилизации учащихся в 10–11-х классах.

Все вышеизложенные предложенные мной способы рассуждений являются результатом многолетней совместной деятельности учителя и ученика. Возможны другие взгляды и подходы к тем или иным темам, другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы учитель не навязывал своих ассоциаций, советовался с учениками, ведь, как уже было сказано, восприятие мира индивидуально. Если дети на уроке предлагают свои варианты запоминания того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом. Прежде всего, о том, что у них есть интерес к предмету, мотивация к изучению химии, а самое главное, что у детей развивается способность рассуждать, сравнивать, анализировать. Все это в комплексе не только “работает” на учителя-предметника, но и на педагога в широком смысле слова. Ведь наша задача не только научить ребенка химии, а также воспитать интеллектуально развитую личность.