"Суд над физикой"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать знания, умения и навыки учащихся по физике;
  • развивать интерес к предмету через креативную деятельность учащихся;
  • способствовать повышению уровня мотивации учащихся к данному учебному предмету.

Девиз:

Девиз известный, наказ простой:
Не стой на месте, живи мечтой!
Путь только начат – все впереди,
Не жди удачи, а к ней иди!

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Оформление:

1. Плакат “Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь” (Арабская мудрость).

2. Плакат “Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам” (И.Гете).

3. Плакат “Физика – это наука понимать природу” (Э.Роджерс).

4. Выставка докладов и творческих работ по физике (кроссворды, тесты, самодельные приборы).

Демонстрации:

1. “Яйцо в бутылке”.

2. “Лед, не тающий в кипятке”.

3. “Скользящий стакан”.

Подготовка к мероприятию:

Учащиеся 9-11 классов предварительно готовят оформление зала (газеты по физике, выставки литературы, докладов и творческих работ), распределяют роли, готовят занимательные демонстрации.

План мероприятия:

1. Организационный момент (название урока, его вид, цели, эпиграф, девиз).

2. Ход судебного заседания.

3. Вынесение приговора.

Ход мероприятия

(Музыка “Гаудеамус”)

Секретарь: Встать. Суд идет!

(Входит судья в черной мантии).

Судья: Прошу садиться. Сегодня слушается дело по обвинению Физики. Она обвиняется в том, что она бесполезна и причиняет вред окружающим. Пользы людям от нее никакой нет, а только одни мучения. Мы призываем сегодня основательно разобраться в поставленном нами вопросе, со справедливостью, бесстрастием выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Ввести Подсудимую. Устанавливается личность Подсудимой. Подсудимая, ваше имя, фамилия?

Подсудимая: Физика Школьная.

Судья: Ваше место жительства?

Подсудимая: Школьные учебники.

Судья: Ваши родители?

Подсудимая: Аристотель, Демократ, Архимед, Галилео Галилей и другие.

Судья: Вы признаете себя виновной?

Подсудимая: Нет! Я невиновна!

Судья: Прошу садиться. Переходим к заслушиванию показаний свидетелей. Приглашается свидетель обвинения.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения Равнодушный.

Свидетель Равнодушный:

Мы собрались сегодня здесь, чтобы ее увидеть.
И каждый вправе хоть слегка, ее сегодня ненавидеть.
Я не хочу сказать здесь вам, что это не наука.
И знать ее совсем не срам, не отрицаю: скука.
Для нас не важно: почему? Она нужна всем людям.
А счастье, думаю, и так, без Физики наступит.
Я не считаю Физику плохой, но и хорошей тоже.
Не знаю, может быть, я прав? Не прав? И это может!

Судья: Если вам нечего больше сообщить, то можете садиться.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты Отличник.

Свидетель Отличник:

Я не согласен с тем, что здесь сказал вам мой приятель.
Наукой этой дорожить – что может быть приятней!
Для вас открыты все пути, когда вы с ней знакомы.
Для вас труда не стоит быть и к трудностям готовым!
И хлопот в жизни меньше вам, и вы смеетесь чаще.
Нет, знать ее совсем не срам! Она нужна для жизни нашей!

Судья: У вас все? Спасибо.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения Студент.

Свидетель Студент:

Я всем могу лишь рассказать, как к ней я отношусь:
Учебники в пыли лежат, к ним редко прикоснусь.
Ее считаю лишней я и даже не читаю.
Она совсем мне не нужна, о ней не вспоминаю.
Советов вам я не даю, и вас не убеждаю.
Я просто вам здесь говорю, какой ее считаю.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель обвинения Лентяй.

Свидетель Лентяй:

Я с вами полностью согласен, ее я тоже не люблю.
А вместо физики я вашей уж лучше видик посмотрю.
Да, он намного интересней: там и стреляют, и поют,
Смеются там под звуки песен и на дом там не задают.

Судья:

Вы слишком много говорите, но не по делу я смотрю.
Вы лучше это подтвердите, иль я другого приглашу.
Свидетель Лентяй: Поймите правильно меня: ее я не считаю важной.
И в школе физику учить считаю пыткой очень страшной.

(Вскакивает еще один свидетель Ученик с завязанной головой):

Свидетель Ученик:

Точно! Тут не успел прийти со школы,
Туда, где ждет меня всегда уют,
Уже распухла голова от боли.
Зачем так много задают?

Судья: Ваше мнение нам понятно. Попрошу вас больше не выкрикивать. Садитесь все.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетели защиты Профессор и Академик.

Свидетель Профессор:

Я слышал, Физику ругали, что говорили: “Не нужна!”
И пользу скромно отрицали, но то, пустые все слова!
Кто говорит так про нее, и про других так тоже скажет.
За то, что мнение свое сказал, его ведь не накажут.
Но просто грустно мне смотреть, как невиновную ругают.
За труд на протяженье лет ее здесь грязью поливают.

Свидетель Академик:

Вы многие еще юнцы, для вас, конечно, все ничтожно.
Ругать, не зная всю ее? Как вам не стыдно? Как так можно?
Вы ознакомились едва ли с тем, что она нам принесла.
И хором сразу же сказали: “Она нам вовсе не нужна!”

Свидетель Профессор:

Таких, как вы, не стоит слушать, вам лишь бы меньше изучать,
Вам лишь бы вкусненько покушать и побежать быстрей гулять.

Свидетель Академик:

Но вы не вспомнили о главном, пусть вам она и не нужна,
Но многим людям в их работе большую пользу принесла.

Судья: Это может кто-то подтвердить?

Свидетель Рабочий:

В моей работе, господа, она всего нужней.
И для меня нет даже дня, чтоб я не обратился к ней.
Она поможет мне во всем, что надо – пояснит.
Хоть труден физики язык, но мы всегда вдвоем.

Свидетель Инженер:

Быть может, трудная наука откроет тайны бытия.
Наука для кого-то – скука, а кто-то скажет: “Жизнь моя!”
Изобрели мы самолеты, они быстры, летают высоко.
У самолетов разные полеты, они вообще летают далеко.
Мы все обязаны науке! И все должны любить ее!

Свидетель Ученый:

Физика – наука важная! Физика нужна нам всем!
Для кого-то она страшная, для кого-то – нет проблем.
И преграды нас не остановят, новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит, и внести в открытия свой вклад.
Чтобы плавали дальше, чтобы выше летали,
Чтоб своими руками звезды с неба снимали!

Судья: Все это хорошо, но я пока не вижу практической направленности предмета. Может Физика – наука чисто теоретическая и не нужна людям? Может излишне ее изучать?

Свидетель Учитель физики:

Как работать с векторами? Скорость как определить?
Точки как материальной за движением следить?
Сколько звезд на нашем небе? Землю можно ли поднять?
Чтобы знать на все ответы, нужно физику понять.
Для чего нужна инертность? Что инерцией назвать?
Что построить людям надо, чтобы в небе полетать?
Почему не тонет мячик? Почему он мчится вскачь?
Почему так быстр зайчик? Может физика сказать.

Судья: У кого-то есть дополнения к сказанному? Прошу.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель защиты Физик.

Свидетель Физик:

В наш бурный век науки и прогресса, когда в открытый космос сделан шаг,
Когда вселенной приоткрылась нам завеса, без физики не обойтись ни как.
О чем гласят законы Архимеда, Кулона, Ома, Ньютона закон?
Зачем вдруг с неба падает комета – наука эта скажет нам о том.
Природу всех физических явлений разложит нам по полочкам она,
Докажет без проблем и промедлений, что физика всегда и всем нужна!

Судья: У кого-нибудь есть еще что сказать?

Секретарь: В зал суда приглашается для демонстрации свидетели-экспериментаторы.

Свидетель-экспериментатор №1:

Нам страсть познания сладка, ее подвластны интересу.
Приподнимаем лишь слегка таинственности мы завесу.
Но в мире следствий и причин, спускаясь в тайные глубины,
Не смог добраться ни один до истины, до сердцевины.

Свидетель-экспериментатор №2:

Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!

Судья: Вы можете доказать свои слова экспериментами? Прошу вас. (Экспериментаторы показывают занимательные опыты, все поясняют)

Опыт “Яйцо в бутылке”

Цель: поместить яйцо в бутылку, не разрушая его.

Ход опыта: в пустую бутылку опустить зажженный клочок бумаги, а на горлышко бутылки поставить очищенное вареное яйцо. После сгорания бумаги яйцо опускается в бутылку.

Объяснение: воздух от горения нагревается, расширяется и выходит из бутылки. А яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.

Опыт “Лед, не тающий в кипятке”

Цель: создать условия, при которых лед не будет таять в кипятке.

Ход опыта: в пробирку поместить кусочки льда и придавить их сверху небольшой гайкой, затем налить в пробирку воду и расположить ее наклонно.

Верхнюю часть пробирки нагревают спиртовкой. Вскоре вода закипает, а лед остается на дне.

Объяснение: горячая вода имеет большую плотность, поэтому она будет располагаться в верхней части пробирки, а в нижней лед не будет таять в холодной воде.

Опыт “Скользящий стакан”

Цель: не касаясь руками, заставить стакан двигаться по гладкой доске.

Ход опыта: поставить стакан с мокрыми краями на гладкую покатую доску с небольшим уклоном. Он неподвижен. Приблизим к стакану горящую свечу, и стакан начинает скользить по доске.

Объяснение: воздух в стакане при нагревании расширяется и немного приподнимает стакан. Вода, смачивающая края стакана, не дает выйти воздуху наружу. Между краями стакана и доской образуется тонкий слой воды, который играет роль смазки. Трение уменьшается, и стакан скользит на этом слое воды.

Судья: Мы заслушали всех свидетелей, представленных сторонами обвинения и защиты. Дополнения будут? Тогда приступаем к прениям сторон. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Вы говорите, что она нужна, что без нее прожить нельзя,
Но знает каждый на планете, что из-за физики страдают дети!
Что не дается всем она. И что учить ее одна лишь мука!
Оценки портит лишь она! Какая ж это благородная наука?!
Да разве стоит этого она, чтобы заучивать ее часами?!
Она нам вовсе не нужна и портит отношения с учителями.
Чтоб вы ни говорили здесь, но я вас все равно не стану слушать.
И физика нам также всем нужна, как на обед – гнилая груша!

Судья: Мы вас внимательно заслушали. Прошу садится. Слово предоставляется Защитнику. Адвокат:

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто звук!
Физика – опора и основа всех без исключения наук!
Наук так много на Земле и каждая важна.
И без сомненья, спору нет, и физика нужна.
Нам жить без физики нельзя, и пусть нам труден путь.
Но мы должны, как дважды два, ее знать наизусть.
Умеем строить корабли и по небу летать.
Но чтоб летать могли и вы, науку нужно знать.
Ты оглянись вокруг себя и посмотри на всех.
Учись, не зная слово лень, и ждет тебя успех!

Судья: Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришел к следующему решению:

Чтоб в жизни многого достичь, чтоб быть на высоте,
Вам нужно Физику учить: Она нужна везде!
Без Физики прожить нельзя, Она нас учит жить.
Любите физику, друзья! Ей нужно дорожить!

Заседание суда считаю закрытым.