Интегрированный урок (природоведение + математика) в 3-м классе по теме "Экологическая безопасность"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить применять знания о природе в новой ситуации;
  • развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
  • воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование:

1. Таблица “Город”.

2. Кроссворд.

3. Карточки с терминами.

4. Словарь Ожегова.

5. Иллюстрации о жизни древних людей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.

- Что подразумевается под всем живым?

2. Повторение пройденного.

- А без чего невозможна жизнь на Земле, вспомним, отгадав кроссворд:

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле

2. вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.

3. Плодородный слой Земли.

4. Смесь газов на Земле.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

- Из перечисленных условий назовите те, которые составляют окружающую среду. (Почва, вода, воздух)

3. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня мы узнаем, как человек связан с окружающей средой и что такое экологическая безопасность.

А ещё мы будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.

4. Работа над изучением нового материала.

- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

Просмотр иллюстраций из детского журнала “Воли” о жизни древних людей.

- Что использовали люди для строительства жилищ?

- Ещё люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу?

- А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далёкие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только всё самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд.

- Что же решил человек?

- К чему привело такое покорение?

- Отчего загрязняется окружающая среда? (Рассматривание и беседа по таблице “Город”)

- Подумайте, как называется наука, которая изучает эти проблемы. (Экология)

- Что изучает наука экология?

- А теперь обратимся к словарю Ожегова и прочитаем, как там дано определение слову экология (читает ученик).

На доску вывешивается карточка со словом экология.

Рассказ учителя.

Слово “экология” образовалось путём слияния двух слов: “экос” по-гречески значит “дом”, “логос” – “ученье, наука”. Экология – это наука о нашем общем доме.

Термин “экология” был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой.

Экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

Люди, к сожалению, продолжают загрязнять окружающую среду.

Найдите в тексте учебника “Экологическая безопасность” на с.29, что является источниками загрязнения.

- Получается, что загрязняющие вещества движутся по цепочке. Найдите в тексте, как её называют. (Цепь загрязнения)

- Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты)

- А может ли человек дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества и при этом оставаться здоровым? (Нет)

- Для этого нужно соблюдать экологическую безопасность.

-Найдите в тексте параграфа определение “экологическая безопасность”.

- Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипячёную, фильтрованную, бутылированную)

- Какие продукты лучше всего покупать? (Экологически чистые)

Чтение “Копилки интересных фактов” на с.30.

5. Экологический рассказ.

- Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но, возможно, и вы сами. Послушайте экологический рассказ и перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

6. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Рассказывает подготовленный ученик “Воскресенье в лесу”

7. Экологические задачи./

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и отгадать слово.

Расположите ответы в порядке возрастания, и вы прочитаете слово (у каждого ученика на парте карточка):

О 94 : 2 + 60: 12

Г 54 : 6 + 9 . 8

О 7 . 9 – 8 . 4

Э 17 . 3 . 0

К 6 . 8 : 4

Л 35 . 2 – 38 : 2

0 12 31 51 52 81
Э К О Л О Г

- Какое слово у вас получилось?

- Кто такой эколог?

Эколог – это специалист, который определяет, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа.

На доску вывешивается карточка со словом эколог.

- Сейчас мы с вами ненадолго станем экологами и решим экологические задачи.

Задача  № 1

На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Задача решается у доски с объяснением.

- Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха? (Приобрести кондиционер, не курить, увлажнять воздух, сажать деревья)

- А для чего нужно сажать деревья?

Решив следующую задачу, мы узнаем о том, сколько кислорода выделяют разные деревья.

Задача № 2

Вяз выделяет в год 14 кг кислорода. А клён в 7 раз меньше.

- Какой вопрос к условию можно поставить?

На доске:

Вяз
14 кг
Клен
в 7 раз меньше
Тополь
42 кг

- Какой ещё вопрос можем поставить?

- А вот учёные посчитали, что больше всего пыли улавливает тополь и выделяет самое большое количество кислорода. За год тополь выделяет 42 кг кислорода.

Давайте посчитаем, на сколько больше выделяет кислорода тополь, чем вяз? во сколько раз больше? (Решить самостоятельно в тетради)

- Какое же дерево лучше посадить возле своего дома? (Тополь)

- А в нашем городе вы видели тополя? А почему их так много?

8. Итог урока.

- Я хочу вернуться к нашей беседе в начале урока и спросить:

Может ли человек господствовать над природой?

- Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. Вспомните, что такое экологическая безопасность.

- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.34 (читает ученик).

- Он совпал?

Если будет здорова наша Планета, то будет здоров и каждый из нас.

- Завершить урок я хочу стихотворением, которое подготовили ученики “Береги природу!”

Литература

  1. Ракиткина М.Г. Природоведение 2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4): Дидактические материалы – М.: Издат-Школа 2002.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.
  3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3-й класс. М.: “ВАКО”, 2004.