Урок чтения в 3-м классе по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – длиные уши, косые глаза, короткий хвост»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей со сказкой Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост”.
  2. Развивать технику чтения учащихся через (беглость, сознательность и выразительность) различные приемы и упражнения.
  3. Воспитывать любовь к животным через чтение и анализ произведения.

ХОД УРОКА

1. Звуковая разминка.

1) Упражнение на развитие правильного дыхания (таблица согласных букв). Каждую строчку согласных читают на выдохе.

2) Упражнение на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Скороговорка: Волки рыщут, птицу ищут.

- Почему так говорят о волке? (Чтобы волку найти пищу, особенно зимой, ему приходится пробегать много километров)

Чистоговорка: Га-ка-га-ка – убегай скорее…(зайка).

Олк-олк-олк-олк-уходи отсюда…(волк).

(Дети слушают запись голосов птиц в лесу)

- Что вы представили?

2. Новый материал.

- А сейчас прочитайте загадку, и вы узнаете о ком будет говориться в сказке, с которой мы сегодня познакомимся.

1. Упражнение на развитие зрительного восприятия. Инструкция.

Дети читают загадку с доски про себя. Кто прочитает, поднимает руку, ответ шепчет на ушко учителю. Кто быстрее прочитает и отгадает загадку.

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды спасают ноги,
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)

- Почему вы решили, что это зайка?

- Какие опасности подстерегают зверька в лесу?

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем читать сказку Мамина-Сибиряка (вывешиваю название на доску и дети читают хором “Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост).

- Прежде чем приступить к чтению сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос: Что нового вы узнали?

1 ученик: У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, это трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.

2 ученик: Зайца, конечно ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.

3 ученик: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость.

4 ученик: Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч.

- Что нового узнали о повадках зайцев?

3. Рассказ об авторе.

- Сказку, которую будем сегодня читать, написал известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (показ портрета). Эта сказка входит в сборник сказок этого писателя, который называется “Аленушкины сказки” (показ книжки).

- Как вы думаете, почему автор дал такое поэтическое название своему сборнику? (Сказки для дочки)

- Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях)

- Какие бывают сказки? (Народные и авторские)

У сказки, которую мы будем читать, есть автор, значит это сказка авторская или литературная.

- А чем сказки отличаются от произведений других жанров? (Есть присказка, зачин, концовка)

3. Работа над произведением.

а) Послушайте сказку и подумайте:

- Почему это произведение можно назвать сказкой?

- Объясните название сказки. Почему в названии все слова с большой буквы? (Cлушают сказку в записи)

б) Словарная работа (упражнение на развитие оперативной памяти, зрительного восприятия и периферического зрения).

- Какие слова лишние? (Слова написаны на доске и закрыты). Упражнение “Фотоглаз”.

Храбрый, волк, серый, глупый, смешной, несчастный, бесстрашный, заяц, косой, лиса, медведь. (Лишние: лиса, медведь)

в) Эту сказку мы будем читать по частям. Я ее разделила на 4 части (части даны не по порядку).

1. Надоело бояться.

2. Задал стрекача.

3. Волк тут как тут.

4. Ай, да косой!

- Согласны ли вы? Почему? (Восстанавливаем порядок и работаем по частям)

г) Чтение первой части: чтение 1 части вслух по цепочке.

- Как заяц описан в первой части? (Смешной, глупый)

- Почему? Какое название подойдет к первой части? (Надоело бояться)

- Упражнение на развитие зрительного восприятия. Восстановите предложение (найти его в тексте, а затем нужные слова у себя на парте, выйти к доске и составить предложение).

Собрались старые зайцы, (сбежались) маленькие зайчата, (приплелись) старые зайчихи.

- Почему, такие глаголы использует автор?

- Найдите в этой части слова, которыми можно заменить выражение: очень удивились тому, что услышали. (Выборочное чтение)

Зачитывают: Слушают и своим ушам не верят.

- Упражнение на развитие зрительного восприятия “Игра в прятки”. Начинаю читать со слов: Собрались старые зайцы…

Дети должны быстро найти это место и следить за мной, успевая все прочитывать про себя (в этих словах таится ответ на вопрос).

- Почему всем сделалось весело?

д) Чтение второй части.

- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (жужжащее чтение).

- О чем говорится в этой части?

- Повторное чтение с заданием.

- Как волк вел себя, когда услышал зайцев?

(Волк остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.) Одновременно выполняют упражнения на развитие речевого аппарата. Начинают жужжащим чтением, затем учитель подает команды: “Губы” (читают про себя), “Молния” (30 секунд читают на максимальной скорости).

- Опишите волка. Какой он?

- Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут)

- Можно ли назвать этими словами вторую часть? Почему?

4. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Объясните пословицу: Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Рефлексия. “Древо творчества”.

В конце урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Плоды – урок прошёл полезно.

Цветок – довольно неплохо.

Листик – ни то ни сё.

5. Домашнее задание.

- Дочитать сказку до конца и восстановить план.