Проектная деятельность с использованием ИКТ

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов не является новым в плане обучения учащихся иностранному языку. В его основе лежит развитие учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, совокупность приёмов овладения определённой областью практических или теоретических знаний, способ организации процесса познания, разработки проекта, который должен завершиться реальным, практически оформленным тем или иным образом.

В течение последних лет, с целью повышения мотивации учеников к изучению иностранного языка, мы использовали красочные иллюстрации на уроках, аудио- и видеозаписи, а также современные и интересные тексты и диалоги. Но жизнь меняется, и на помощь к нам приходят информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ при обучении иностранным языкам может способствовать главному: повышать мотивацию к изучению предмета “Иностранный язык”, а, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают ученикам развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого саморазвития личности.

На своих занятиях мы вводим в практику защиту проектов по разговорным темам на немецком языке (например, “Традиции и обычаи”, “Хакасия”, “Путешествие”, и т.п.) с использованием презентации и мультимедийного проектора. Проект представляет собой представление учениками проблемы по разным темам на немецком языке (например, “Хакасия, Россия, Германия. Впечатления.”, “Почему я люблю путешествовать?”, “Австрия”), который обычно выполняется в конце изучения каждой темы. Иллюстрацией идеи проекта могут быть схемы, карты, таблицы, отрывки из фильмов и т.п. Во время презентации проекта ученики имеют возможность лучше понимать выступающего, поскольку его речь сопровождается звуками и изображениями на экране.

Прежде чем учащиеся начнут работать над проектом, их нужно познакомить с процессом создания презентации. Учащимся предлагается выполнить следующие задания.

  1. Восстановить логическую последовательность текста в документе.
  2. Разместить предложенный набор картинок на слайдах создаваемой презентации, опираясь на текст документа.
  3. Упорядочить слайды с картинками с помощью гиперссылок.
  4. Разместить текстовый материал на слайды с картинками.
  5. Создать новый слайд и построить гиперссылки.
  6. Защитить выполненный проект.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, открытие, программу, сценарий, праздник и т.д.

Презентация – это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает как средство, дающее большую свободу для творчества. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель.

Проектная деятельность создаёт условия для привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самовоспитанию.

Итак, при создании проекта необходимо соблюдать определённую последовательность этапов работы:

  1. Выбор темы и постановка проблемы.
  2. Анализ объекта.
  3. Разработка сценария и синтез модели.
  4. Форма представления информации и выбор программных продуктов. (мультимедийный проект)
  5. Работа с мультимедийным проектом.

Одним из проектов, выполняемых учащимися 9 класса, был проект “Chakassien. Eindruecke und Durchblicke”.Группа, принимающая участие в выполнении проекта состояла из 3 человек. Все обучаются хорошо и отлично. Выбранный нами проект является внутренним, межпредметным и проектно-ориентированным.

Учебные задачи проекта:

  1. формировать языковые и страноведческие знания;
  2. развивать навыки и умения учащихся в чтении, говорении, письме, аудировании параллельно;
  3. научить пользоваться Интернетом и делать мультимедийные презентации.

Воспитательные задачи проекта:

  1. развитие таких качеств личности, как заинтересованность и любознательность при знакомстве с особенностями культуры Хакасии, России, германии;
  2. вызвать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. воспитание толерантности к представителям другой культуры.
  4. коммуникабельность, контактность;
  5. креативность, творческое отношение к делу;
  6. эрудиция, актуализация межпредметных связей;
  7. чувство прекрасного, эстетическая восприимчивость при, при оформлении мультимедийной презентации.

Работая над проектом учащиеся повышали культуру устной и письменной речи (презентация полученного материала), имели возможность реализовать себя, самостоятельно подбирая информацию через Интернет. При работе над проектом учащиеся выполняли сделующие задания:

Введение понятия „ключевых слов” и упражнений по их поиску.

  1. Почитание природы.
  2. Почитание огня.
  3. Национальные кухни.
  4. Игры
  5. Хороводы.
  6. Национальная одежда.

Для этого учащиеся работали со следующими ключевыми словами:

Почитание природы Johannistag, Пай Хазын, Иван Купала
Почитание огня Johannistag, Пай Хазын, Иван Купала
Национальные кухни Nationalküche, русская кухня, хакасская кухня, каша
Игры Rittertournier, Ringen, курес, кулачный бой
Хороводы Reigen, хоровод.
Национальная одежда Nationaltrachten, русский народный костюм, хакасская национальная одежда

На примерах сходств в традиционных праздничны обрядах трёх народов, учащиеся имели возможность приобщиться к нравственным ценностям предыдущих поколений, осознать себя частью своего народа. А также приобщиться к культуре Германии, познакомиться с поисковой работой в Интернете и программой по составлению мультимедийной презентации.

Были созданы возможности развития интеллектуальных, творческих способностей, развития эмоциональной сферы при совместной работе в группе. Учащиеся были включены в языковую среду при поиске информации в Интернете, презентации полученного материала.

Во время выполнения проекта учащиеся должны были собрать материал, пользуясь как немецкоязычными, так и русскоязычными источниками. Им предстояло выбрать для презентации интересные фотографии. Поставленные задачи были нацелены на мотивацию к изучению немецкого языка в стремлении показать особенности нашей культуры.

Разработка проекта осуществлялась месяц. Совместно с учителями был составлен примерный план разработки проекта: первые две недели – сбор материала, затем его анализ, подготовка итогового продукта и в конце 4-й недели – презентация проекта. Проект стал победителем конкурса мультимедийных презентаций республиканской интерактивной игры: “Расскажи миру о Хакасии” в номинации “Знание + творчество” в 2007 году.

CHAKASSIEN: EIDRüCKE UND DURCHBLICKE.

Was soll eigentlich zum Begriff “Kultur” gehören? Das sind Sprache, Sitten und Bräuche, Feste, Küche, Spiele. Der Fest ist das wichtigste Medium, in dem die Kultur lebt.

Das Fest ist ein Teil der Kultur eines Volkes. Wir möchten heute Chakassien in der Einigkeit von Festen von 3 Kulturen darstellen: Chakassien, Russland, Deutschland. Unsere Völker haben viel gemeinsames. Die Chakassen, Russen und Deutschen verehren die Natur.

Natur

1) Die goldene Birke bei Chakassen bedeutet die Fruchtbarkeit. Die Chakassen beten neben der ältesten Birke waehrend des Festes Paj Hasyn. Sie binden die bunten Tschalamas auf eine Birke.

Алтын пyрлiг Пай Хазы?,
Ах тигiрле тирiн чезiн?!
Ах кöкси?е ах чалама,
Хан тигiрле кöк чалама,
От-Кyнге хызыл чалама!

О Белая берёза!
На твою белую грудь –
Белые чалама!
Синему небу – синие!
Солнцу и огню – красные!
Травам и листьям – зелёные!

2) Die russische Birke ist das Symbol von Russland.
3) Die Deutschen schmücken eine kleine Birke (der Maibaum) am Maifest mit bunten Bändern.

Feuer

1) Die Chakassen verehren das Feuer. Sie machen wärend des Festes rituelle Lagerfeuer. Sie verbrennen die schwarzen Tschalamas in dem Feuer. Sie symbolisieren Unglück und Krankheit.

2) Am Iwan Kupala springt man über das Feuer.
3) Am Johannistag rollt man brennende Räder von den Bergen herab und springt über das Johannisfeuer.

Essen

Die Nationalküche gehört zu den wichtigsten Teilen der Kultur jedes Volkes.

1) Die chakassische, russische und deutsche Küche besteht aus Milchprodukten, Fleisch, Fisch und Getreide. Symbolisch für Chakassen sind die Milchspeisen – Sahne, Quark, Käse. Weißes Essen symbolisiert die Reinheit der Gedanken und der Taten.

Chyjma, Bayerische Würstchen, Pochty, Hähnchenfilets, Pfannkuchen, Bliny, Pyzlach,

Spargel-Lachs-Gratin

  1. Sahnebrei Pochty aus Gerste ist die Ritualspeise in Chakassien.
  2. Man sagt in Russland “der Brei ist unsere Nahrung”.
  3. In Deutschland sind es Haferbrei, Buchweizengrutze, Milchbrei.

Spiele

Den Kern des Festes bilden 3 Veranstaltungen: Pferderennen, Ringen, Bogenschießen.

1) Das Ringen “Kures” ist in Chakassien der papulärste Nationalsport. Tschibek Chur schützt die Nabelschnur von den bösen Geistern.
2) Die Russen machen Faustschlachten.
3) Das Turnier war das Kampfspiel in Deutschland.

Hier können die Männer ihren Mut, Geschicklichkeit und Kraft beweisen.

Reigen

Der Volkstanz spiegelt die Besonderheiten des Kulturlebens der Völker vor.

1) Chakassische Peelbek ist der Volkstanz. Der Kreis symbolisiert einen Raum wohin keine bösen Kräfte reinkommen können.
2) Russchisches Kreisspiel geht dem Sonnengang nach.
3) Deutscher Reigen

Trachten

In den Trachten jeder Kultur spiegen sich die Wertvorstellungen wieder.

Der Rand des Frauenkleids ist ein breiter Kreis, der von den bösen Geistern schützt. Een bei Chakassen hat Blätter und Blümen und symbolisieren die Natur. Tschibek Chur hat 7 Farben alle Farben des Lebens ohne Schwarz.

Also, es gibt die ganze Vielfalt und Gemeinsamkeit der Kultur Deutschlands, Russlands, Chakassiens.