Разработка урока "Экология офиса"

Разделы: Экология


Учебная дисциплина: Экологические основы природопользования.

Специальность:032002. Курс:3.

Тема занятия: Экология офиса.

Тип занятия: Комбинированный урок.

Формы и методы работы со студентами: беседа, фронтальный опрос, самопроверка, ролевая игра; тестовый контроль, оценка работы группы в целом.

Мотивация занятия:

  • научившись рациональной организации рабочего места, вы сможете рационально организовать свой труд;
  • экологически правильная организация рабочего пространства будет способствовать успешной работе и процветанию предприятия.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели занятия:

Дидактическая: формировать понятие рациональной организации рабочего места, гармоничного жизненного и рабочего пространства; систематизировать и расширять знания студентов по экологической безопасности в офисе; проверить усвоение основных понятий по теме “Экология офиса”; Установить межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами по делопроизводству.

Воспитательная: Воспитывать профессиональную культуру; бережное отношение к своему здоровью; развивать культуру организации рабочего места.

Развивающая: Развивать самостоятельность; готовить к принятию социально-ценных решений в профессиональной деятельности формировать умения делать выводы, применять знания на практике.

Междисциплинарные связи: “Секретарское обслуживание”, “Экологические основы природопользования”, “Безопасность жизнедеятельности”.

Учебно-методическое обеспечение занятия: газеты, рисунки, схемы расположения, мебели и оборудования, офисные цветы, мультимедиапроектор; тестовые задания для проверки знаний, презентации по изучаемым вопросам.

Хронокарта занятия:

1. Организационный момент (1 минута).

2. Постановка целей и мотивация занятия (2 минуты).

3. Актуализация знаний, фронтальный опрос (5 минут).

4. Систематизация и применение знаний по теме “Рациональная организация рабочего места секретаря” (15 мин.).

4.1. Основные направления рациональной организации рабочего места секретаря (5 мин.).
4.2. Сообщения студентов (Презентация 1 – Приложение 1) - 10 мин.

  • Рабочее место секретаря -5 мин.
  • Рабочее место руководителя - 5 мин.

5. Систематизация и применение знаний по теме “Экология офиса” (37 мин.)

5.1. Создание благоприятного микроклимата в офисе (преподаватель) (8 мин.)

5.2. Сообщения студентов (25 мин.)

  • Цветы в офисе (Презентация 2 – Приложение 2)(5 мин.)
  • Цветы-аллергены (Презентация 2 – Приложение 2)(3 мин.)
  • Фитокомпозиции -(4 мин)
  • Фэн-шуй в офисе (4 мин.)
  • Фэн-шуй рабочего стола (5 мин.)
  • Организация безопасной работы с компьютерной техникой (5 мин.)
  • Физкультурная пауза (3 мин)

6. Ролевая игра Ток-шоу “Экоофис” -20 мин.

7. Проверка знаний (7 минут)

7.1 Тестирование (7 минут)

8. Итоги, домашнее задание (3 минуты)

Сценарий проведения “Экология офиса”

1. Организационный момент

Преподаватель: Сегодня у нас урок, на котором мы должны с вами систематизировать и закрепить знания, полученные на теоретических занятиях по темам “Рациональная организация рабочего места секретаря” и “Экология жилища”.

2. Постановка целей и мотивация занятия

Преподаватель: Научившись рациональной организации рабочего места, вы сможете рационально организовать свой труд, экологически правильная организация рабочего пространства будет способствовать успешной работе и процветанию предприятия.

Цель сегодняшнего урока: усвоить понятие рациональной организации рабочего места, гармоничного жизненного и рабочего пространства; систематизировать и расширять ваши знания по экологической безопасности в офисе; проверить усвоение основных понятий по теме “Экология офиса”. Поэтому мы посмотрим несколько презентаций, услышим много интересных докладов и даже поучаствуем в ток-шоу.

3. Актуализация знаний, фронтальный опрос

Прежде чем приступить к проведению занятия, вспомним основные термины, понятия, которые мы изучили на теоретических занятиях:

  1. Что значит рационально организовать рабочее место секретаря?
  2. Как вы оцените микроклимат помещения?
  3. Назовите оптимальные параметры температуры и влажности в помещении, в том числе в условиях нашего климата?
  4. Перечислите негативные факторы, которые могут воздействовать на секретаря в офисе?
  5. Какие требования предъявляются к освещению рабочего места?

4. Систематизация и применение знаний по теме “Рациональная организация рабочего места секретаря”

4.1. Основные направления рациональной организации рабочего места секретаря

Преподаватель: Необходимым условием достижения эффективности работы секретаря является организация его рабочего места. Интерьер служебного помещения и оборудование рабочего места секретаря оказывает большое влияние на эффективность работы любого сотрудника. Место секретаря обычно располагается в приемной руководителя фирмы. Если учесть, что приемная и секретарь – это визитная карточка учреждения, по которой оценивается культура труда в целом, создается первое впечатление о фирме (учреждении), то становится понятно значение, которое придается оборудованию приемной и рабочего места секретаря.

Важная составляющая работы фирмы – правильно выбранный и удобно расположенный офис. Офис – это ваша крепость, где каждый день приходится выдерживать всевозможные натиски (конкурентов, клиентов и т.д.). Эта крепость должна быть надежна и безопасна. В то же время большинство сделок и контрактов заключается в офисе, поэтому он должен быть уютным и комфортным, как любимый дом, обещая теплый прием всем, кто туда приходит.

Первым кого встречают клиенты, попадая в офис – это секретарь, хозяин, а чаще, хозяйка приемной. Именно он обязан контролировать создание интерьера.

Студенты подготовили презентацию, в которой покажут и расскажут о направлениях рациональной организации рабочего места секретаря и руководителя

4.2. Сообщения студентов

(См. приложение 1 - презентация 1, Приложение 3 – доклад студентов)

  • Рабочее место секретаря
  • Рабочее место руководителя

5. Систематизация и применение знаний по теме “Экология офиса”

5.1. Создание благоприятного микроклимата в офисе

Преподаватель: Произнося слово "офис", мы представляем себе помещение со стильной мебелью, практичными ковровыми покрытиями, современной компьютерной техникой. Но его пространство будет казаться безжизненным, если его не заполнить комнатными растениями.

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный же городской человек оторван от природы. И это ненормально. Подумайте только: линолеум, краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, паркет, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, телефаксы, ксероксы и сканеры - словом, все, чем окружил себя современный человек, выделяет вреднейшие химические вещества. Мало того, что каждое из этих веществ само по себе и в отдельности очень вредно, они же еще перемешиваются, образуя страшный для всего живого воздушный коктейль.

Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. И тут очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения.

Для офиса, где находится большое количество компьютеров и принтеров, нужны особые растения, способные поглощать из воздуха вредные вещества. Для рабочих помещений незаменимы плющ, хлорофитум и филодендрон.

Помимо того, что они фильтруют воздух, растения повышают содержание в нем кислорода и уровень влажности, заряжают отрицательными ионами. В целом они мягко улучшают энергетику места. Рекомендуется поставить (как можно ближе) по одному горшку с комнатным растением возле компьютера или телевизора. А также при необходимости с помощью растений можно нейтрализовать вредное воздействие других электроприборов.

“Офисные цветы” под таким общим названием можно начать длинный разговор о комнатных растениях, которые с нами "работают" с понедельника до субботы. И так каждую неделю, только без обеденного перерыва и служебных командировок. Они "не любят" выходных, потому что остаются одни и "скучают". А как "радуются", когда наступает понедельник; утром отключается сигнализация, включаются компьютеры, принтеры, приходят факсы и не умолкают мобильные телефоны. Вот это жизнь! За один день столько новостей, сколько не было за всё время существования. Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения, особенно живущие в помещении давно, адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, бытовой техники и электроники. Растения меняют себя и приспосабливают к себе окружение, по мере сил изменяя и облагораживая ситуацию, в которой оказались. Помогают приспособиться к среде они и людям, живущим рядом с ними и заботящимся о них.

Растения осуществляют детоксикацию вредных веществ в процессе своей жизнедеятельности различными способами. Одни вещества связываются цитоплазмой растительных клеток, и благодаря этому становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях и становятся нетоксичными, а затем включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Некоторые вещества, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву.

Цветов великое множество, на каких же остановится? О некоторых из комнатных цветов, нам расскажет в своем сообщении студент.

5.2. Сообщения студентов

  • Цветы в офисе

(См. приложение 2 – презентация, приложение 4 – текст доклада)

План: Драцена. Алоэ. Королевская бегония. Диффенбахия. Пеларгония (герань). Сансевиера. Хлорофитум. Фикус. Нефролепис. (папоротник).

Преподаватель: Прекрасные цветы и какую пользу они приносят человеку. Но известно, что иногда растения, преимущественно в природе, могут вызвать аллергическую реакцию. Это, прежде всего "традиционные": разные виды злаков, полыней и амброзии (пыльца в период цветения), крапива и хмель, чубушник (садовый жасмин) и щирица (при прикосновении), а также растения с жесткими и шершавыми листьями, опушенные мелкими, легко отламывающимися волосками у плодов, как, например, у тополя. Но мы, как правило, не ждем подобного "сюрприза" от комнатных растений.

Растение - это живой организм, который дышит и, естественно, выделяет продукты обмена и дыхания, а также вещества, образующиеся в процессе метаболизма (жизнедеятельности), - ферменты, эфирные масла и др. Наличие этих компонентов даже в небольших количествах в воздухе уже может спровоцировать аллергическую реакцию. Нельзя забывать и о том, что такую же реакцию порой вызывает и пыльца цветущих растений. Возможна аллергия и на споры папоротников, мелкие, легко отламывающиеся волоски растений, и тривиальную пыль, которая лежит на листьях живых растений (и на красивых сухих букетах или композициях, размещенных на стенах или в вазах).

Нас очень удивляет, если на работе, в гостях или дома вдруг возникают сухой раздражающий кашель, беспричинный насморк, начинает чесаться кожа и слезятся глаза - все это симптомы, характерные для аллергической реакции. Слишком часто мы на это не обращаем внимание. А напрасно. Дело в том, что в лучшем случае такая реакция организма доставляет временное неудобство, а в худшем - может вызвать резкое ухудшение общего состояния, но иногда запущенная аллергия приводит к развитию любых других патологий (в частности – астме). Что же это за цветы, давайте разберемся.

  • Сообщение “Цветы-аллергены”

Преподаватель: Мы определились с выбором растений в офисе, знаем, как за ними ухаживать, чего от них ждать. Но какие можно при этом создать композиции, чтобы наш офис был уникален по своему оформлению? Только настоящим хозяйкам офиса - профессиональным секретарям под силу решить эту задачу. С несколькими идеями, воплощение которых поможет созданию оригинальных, специфичных экспозиций с использованием растений, поделятся с нами в следующем докладе.

(См текст сообщения - приложение 5)

  • Фитокомпозиции

(См. текст сообщения - приложение 6)

Преподаватель: Предложенные вашему вниманию рекомендации не являются программой профилактики здоровья и создания изысканного офиса, но в значительной степени помогут созданию здоровой окружающей нас среды обитания. Они доступны и легко выполнимы.

Несмотря на нарисованные "перспективы" содержания живых растений в офисе, все-таки не стоит пугаться. Наша задача — предупредить и вооружить вас правильными знаниями.

. Если вы заметили, что кто-то беспричинно чихает, придя на работу, где "встретился" с растениями, переставьте их в другое помещение, а в период "пыления" чаще проводите опрыскивания, ставьте увлажнители воздуха.

Живые растения очень полезны, они существенно снижают число микробных клеток в воздухе, что, безусловно, важно. Используя зеленые растения для украшения офиса, вы создаете более безопасные условия для сотрудников, особенно в период инфекционных заболеваний, распространяющихся воздушно-капельным путем. Объясните это руководителю: если он хорошо умеет считать, то за озеленение офиса выпишет вам хорошую премию.

Не забывайте регулярно и тщательно следить за растениями! Вовремя политые, правильно подкормленные, вымытые, - они будут создавать очень благоприятное впечатление о фирме.

Хочется верить, что вы все будете делать абсолютно правильно, и ваш офис будет самым уютным и привлекательным, что позволит легче проводить переговоры и подписывать выгодные контракты.

Успешный и эффективный бизнес – мечта любого руководителя. И чего только не предпринимают бизнесмены для того, чтобы дела шли успешно, а работа была в радость каждому сотруднику компании. Вот и стали все чаще обращаться к науке фэн-шуй.

Человечество всегда стремилось понять взаимосвязь природных явлений и событий в своей жизни. Но китайцы подошли к данному вопросу практичнее и искусство фэн-шуй сегодня так же, как много лет назад, подсказывает простые и доступные способы добиться успеха в делах и гармонии в жизни.

Мы не будем подробно останавливаться на законах фэн-шуй. Это целая наука, очень древняя и уважаемая во всем мире. Мы попробуем рассмотреть лишь некоторые советы в обустройстве офиса.

Энергетика офиса, как и любого другого помещения, где мы живем и работаем, не может существовать отдельно от человека. Офис должен подходить тому, кто в нем будет работать. Решение всех этих вопросов и создание энергетической гармонии пространства внутри помещения для успешной работы и процветания – основная задача фэн-шуй.

Иногда в офисах существует своего рода “проклятое место”. Сотрудники, работающие в таком месте, долго в компании не задерживаются. Дела у них идут из рук вон плохо, начальство не понимает, коллеги не любят. И вскоре казавшийся недавно столь перспективным специалист расстается с компанией. “Случайность. Не сошлись характерами”, - скажете вы. Но опытный специалист “науки гармонизации” (так называют фэн-шуй) скорее всего, обратит внимание на рабочее место неудачника. Конечно, дело не в магии и колдовстве. Просто энергия пространства оказалась направлена на данное место таким образом, что буквально “выкинула” беднягу из фирмы.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, давайте запомним несколько основных правил “гармонизации офиса” и будем стараться им следовать.

  • Фэн-шуй в офисе

(См. текст сообщения приложение 7)

  • Фэн-шуй рабочего стола

(См. текст сообщения приложение 8)

Преподаватель: Китайцы, кроме того, много внимания уделяют выбору названия фирмы и фирменному стилю. Почему? Потому что эти слова и образы будут нести энергию вашей компании в мир, привлекать или напротив - отталкивать удачу.

Конечно же, фэн-шуй – не панацея для решения проблем вашей жизни и бизнеса. И если регулярно не прикладывать усилия для того, чтобы фирма процветала, то никакой фирменный стиль сам по себе работать не будет но как мощное вспомогательное средство фэн-шуй в состоянии помочь вашей компании отождествляться с образом лидера. Применение знаний фэн-шуй поможет сформировать неповторимость образа фирмы, ее начнут узнавать, а соответственно и выбирать среди многих других.

При работе с любой техникой как в офисе, так и дома необходимо соблюдать правила безопасной работы. Послушаем доклад, какие факторы влияют на наше здоровье при работе с ПК и как с ними бороться.

  • Организация безопасной работы с компьютерной техникой

(См. текст сообщения приложение 9)

  • Физкультурная пауза

Преподаватель: Для снятия напряженности и усталости при работе за ПК через каждые полчаса - час необходимо делать физзарядку по 3-5 мин. Итак, все встали, проделаем упражнения хотя бы по 1 разу для того, чтобы вы запомнили их и немного отдохнули.

(См. приложение 10)

Преподаватель: Мы повторили основные загрязнители, прослушали сообщения, которые содержали очень полезные сведения. Теперь приступаем к закреплению материала. Сначала проведем ролевую игру “Ток-шоу “Экоофис”. Прошу гостей занять свои места.

6. Ролевая игра “Ток-шоу “Экоофис” (см. приложение 11)

7. Проверка знаний

7.1. Тестирование

Преподаватель:

Мы с вами хорошо поработали, систематизировали и закрепили знания, полученные на предыдущих занятиях. Теперь заполним тесты.

КАРТОЧКА № 1

1.Воздушный на одного человека должен составлять:

а) не менее 40м3; в) не менее 30 м3;
б) не менее 50 м3; г) не менее 25 м3.

2. Показателем чистоты воздуха закрытых помещений считается:

а) углекислый газ; в) угарный газ;
б) радон; г) окислы азота.

3. Больше всего фитонцидов в помещение поставляет

а) диффенбахия; в) молочай;
б) герань; г) плюш.

4. Электромагнитное, шумовое, тепловое, радиационное - это

а) химическое загрязнение; в) физическое загрязнение;
б) биологическое загрязнение; г) механическое загрязнение.

5. Приемная состоит из:
а) 2 зон; в) 4 зон; б) 3 зон.

КАРТОЧКА № 2

1.Человек в состоянии покоя в час выделяет:

а) 30 л углекислоты; в) 25,5 л углекислоты;
б) 22,6 л углекислоты; г) 20,5 л углекислоты.

2. Наиболее высокое количество случаев смерти вызывается действием:

а) табачного дыма; в) асбеста;
б) радона; г) летучими органическими веществами.

3. На глаза благоприятно действует

а) диффенбахия; в) молочай;
б) азалия; г) плющ.

4. Источниками химического загрязнения в офисе являются

а) компьютеры; в) цветы;
б) мебель; г) сотовый телефон.

5. Приемная не включает в себя:

а) зону обслуживания; в) дополнительную зону;
б) рабочую зону; г) вспомогательную зону.

8. Итоги, домашнее задание

Преподаватель: Мы получили хорошие результаты. Систематизировали материалы. Спасибо всем за работу. Запишите домашнее задание: используя информацию, полученную на уроке, предложите проект идеального офиса, в котором были бы созданы экологически благоприятные условия для работы. Постарайтесь, чтобы проект был реален и, по возможности, экономичен.

Литература:

  1. Коптева Н.П. Ваш зеленый офис// Секретарское дело – 2004 - №11 - С.56
  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М.: “Устойчивый мир”, 2000, 272 с.
  3. Несмеева А.Ф. Фэн-шуй в офисе// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2005 - №9-с.78.