Формирование общекультурной компетентности обучающихся как компонент технологии педагогической поддержки ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Набор ключевых компетенций, принятый в образовательной практике, включает в себя:

  • компетенцию в сфере познавательной деятельности, основанную на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетенцию в сфере общественной деятельности;
  • компетенцию в сфере трудовой деятельности;
  • компетенцию в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
  • компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Две последние являются составляющими общекультурной компетентности (ОКК).

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям “отцов”.

В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

Анализ ситуации в России свидетельствует о сравнительно низком уровне ОКК всего населения (в том числе политического класса, бизнес - сообщества, управленческого звена.)

В качестве доказательства этого утверждения хочется привести данные исследования, проведенного деятелями культуры по заказу Министерства образования в одном из технических ВУЗов Москвы. Выбранная методика была впервые опробована в 1996г. и позволила констатировать, что тогдашний студент российского технического ВУЗа обладал довольно широкой информированностью.

Однако, уже в 2002 году подобное исследование дало весьма печальные результаты: за этот период (1996-2002гг.) уровень ОКК не просто снизился – по некоторым показателям он упал сразу на 30-40%. По существу в стране произошла никем незамеченная “тихая” гуманитарная катастрофа, причем ее понижающие тенденции остаются в силе вплоть до настоящего времени.

Причина подобного явления объясняется тем, что во “взрослую” жизнь стали вступать поколения, чья ранняя юность проходила в период начала реформ, в период перехода на рельсы рыночной экономики, когда на первый план выходили проблемы “выживания” (то - есть, реализация жизненно важных потребностей), а не духовно-нравственные проблемы личности.

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Итак, перейдем к определению понятия “ОКК” и трактовке содержания данного понятия.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Компетентность включает следующие аспекты:

  • смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  • проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  • коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  • социально-экономической;
  • политико-правовой;
  • в сфере науки, религии;
  • экологической;
  • эстетической;
  • коммуникативной;
  • бытовой;
  • досуговой и др.

Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

За 30 лет существования нашей школы в ней сложилась система воспитательной работы, в которой есть свои находки, достижения. Главным результатом нашей деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, о чем свидетельствует обратная связь с нашими выпускниками и их родителями.

Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):

  • наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  • проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  • и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
  • достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм – таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).

Необходимо активно разбирать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы.

Назрела необходимость создания воспитательной системы школы, которая на основе технологии педагогической поддержки О.С. Газмана включала бы в себя целевые программы по различным сферам деятельности детей (“Учение”, “Общение”, “Досуг”, “Здоровье”, “Образ жизни”), поэтапная реализация которых, в конечном итоге, сыграет положительную роль в формировании ОКК обучающихся.

А пока вынашивается идея и проект создания воспитательной системы, следует направить усилия классных руководителей, воспитателей на грамотное планирование работы в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоящими перед воспитанниками разных ступеней. При этом необходимо обеспечить высокий интеллектуальный, эмоциональный и культурный уровень всех проводимых классных и общешкольных мероприятий и КТД. Их тематика должна представлять несомненный интерес для учащихся, стимулировать творческую и познавательную активность.

Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей детей и подростков в формах досуга, создания конкурентноспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям.

Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.

Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То - есть, культура школы начинается с культуры школьного быта.

Речь здесь идет о таком направлении формирования ОКК как преобразование сферы обитания – или, как принято сейчас говорить, - эстетизация окружающей среды. Ее характеристики: гигиена, удобство, порядок, красота, дизайн. Окружающее человека пространство напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие, поэтому его преобразованию уделяется так много сил, энергии, средств. Не случайно здание и интерьер “храма культуры”- театра имеет особый стиль (бархатные кресла, паркет, хрустальные люстры, зеркальные стены фойе). Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.

Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.

. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.

Так, например, по математике ОКК выпускника старшей школы предполагает, что он:

  • понимает, что математика является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, воздействует на иные области культуры, влияя на совершенствование человека как homo sapiens;
  • понимает, что формальный математический аппарат создает возможности для решения прикладных задач;
  • понимает, что математическая символика и формулы математики позволяют описывать общие свойства объектов практики и науки и отношения между ними;
  • имеет представление об особенностях математического языка и соотносить их с русским языком.

Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

В заключение хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: “ Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он - соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше”.