"Жестокое отношение к ребенку как причина его девиантного поведения"

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время особое внимание специалистов педагогики и психологии уделяется проблеме девиантности подростков. Открываются психолого-педагогические центры для работы с подростками, специальные образовательные учреждения открытого и закрытого типа с мощной социально-психологической службой. Тем не менее, несмотря на пристальное внимание ученых и практиков в этой области исследований, поведенческие отклонения подростков остаются острой проблемой не только психологов и педагогов, но и всего общества.

Причины девиантного поведения подростка определяют такие основные факторы как биологический, психологический и социальный. Сейчас психологи выделяют особый фактор: психическая травматизация подростка.

В этой статье хотелось бы поговорить о влиянии семьи на формирование сознания ребенка. Специалистами высказываются разные мнения по поводу классификации семей, в которых вырастают девиантные дети. Одни выделяют такие типы неблагополучных семей, как педагогически некомпетентная, конфликтная, аморальная и асоциальная. Другие добавляют сюда семьи, где нормой отношения к детям является равнодушие, неуважительность и грубость. Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребенка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношение между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребенок становится предоставленным самому себе и идет на улицу к своим единомышленникам.

В конфликтных семьях старшее поколение демонстрирует неприязненные отношения друг к другу, а ребенок должен принимать чью-то сторону. Это может привести к его глубокой психологической травме. Ребенок либо замыкается, в группах заискивает перед старшими, либо сам становится демонстративно конфликтным.

Можно много говорить о каждом типе семьи, но особенно страшны семьи, где «царят» насилие и жестокость. В таких аморальных семьях как правило пьющие один или оба родителя. Единственным средством воспитания становится оскорбление и избиение детей. Психологи выделяют три основных вида жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие
2. Сексуальное насилие.
3. Психологическое насилие.

Жестокое обращение с ребенком ведет к деформации личностного развития и девиации. Как правило, родители, которые жестоко обращаются с детьми, когда-то сами перенесли насилие и жестокость. Избиения и издевательства родителей или одного из родителей зачастую приводят к тяжким нервно-психическим заболеваниям. Ребенок перестает доверять людям. Ему свойственна агрессивность к другим и самому себе, он может себе резать тело, колоть и жечь кожу. Часты попытки суицида. Круг общения таких детей сужается, они образуют свой круг по интересам, где приобщаются к пагубным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. Побеги из дома и бродяжничество становятся «достойным» следствием жестокого обращения с детьми.

На базе специальных учебно-воспитательных учреждений Министерства образования РФ были проведены эмпирические исследования 80 подростков девиантного поведения. 56 воспитанниц специального училища №1 г. Покрова и 24 воспитанника специальной школы пос. Шексна Вологодской области в возрасте от 12 до 17 лет приняли участие в исследовании. Оказалось, что физическому насилию со стороны отца (отчима), матери или других родственников подвергалось 43,5% мальчиков и 73,6% девочек из неблагополучных семей. Причем, девочки в большей степени, чем мальчики испытывают физическое насилие внутри семьи. Девочки подвергались избиениям в более младшем возрасте, чем мальчики.

Нередки в неблагополучных семьях случаи сексуального насилия по отношению к детям. У таких детей, перенесших такую психологическую травму со стороны отца (отчима) или другого взрослого, нарушается концентрация внимания, возникает боязнь отойти ко сну. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть индифферентность на всю жизнь. Часты побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков. Проведенные исследования, о которых упоминалось ранее, показали, что все опрошенные мальчики отрицали сексуальное насилие над собой. Но это не значит, что их не было. А среди девочек почти половина испытали сексуальное насилие в той или иной форме. Подавляющее большинство девочек стали объектом сексуального насилия в подростковом возрасте, но каждая шестая девочка перенесла сексуальное посягательство еще до достижения этого возраста.

Другие виды психологической травматизации так же имеют большое значение для нормального развития ребенка. К таким травматизациям можно отнести, например, пребывание ребенка в детском доме, интернате, несчастные случаи с родственниками, смерть близких, развод родителей и т.д. Дети испытывают чувство одиночества, утраты, теряют интерес к учебе. Затем могут проявиться раздражение и агрессия. Последствия психических травм могут быть настолько сильными, что необходимо вмешательство психиатров. Психологическая жестокость не менее страшна, чем физическая. Ведь нарушение структуры личности подростка ведет к асоциальному поведению в дальнейшей жизни.

Таким образом, если причина девиантности ребенка прячется в семье, то совсем не из-за материального положения и не из-за состава семьи, а из-за взаимоотношений в семье. Жестокость по отношению к ребенку мы осуждаем, но не всегда принимаем какие-то меры. Такие факты, чтобы не причинить ребенку еще больший вред, необходимо предварительно обсудить с педагогом, школьным психологом или психотерапевтом. При необходимости привлекать общественность и правоохранительные органы, изолировать ребенка в специальное медико-психологическое учреждение, где специалисты могут эффективно проводить психокоррекцию и реабилитацию такого ребенка.