Урок по русскому языку в 4-м классе "Родительный падеж" ("Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить и расширить знания о родительном падеже;
  • учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги;
  • сравнивать родительный и винительный падежи, учить различать имена существительные в родительном и винительном падежах;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • упражнять в синтаксическом разборе.

Оборудование: дорожка чистописания, рисунки Гномов- падежей, цветов.

Ход урока

1. Орг. момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь.

2.Чистописание.

<Приложение 1>

-Посмотрите на эту дорожку, она приведёт вас на необычную поляну.

-Какая буква лишняя? Почему?

-Сколько гласных букв в русском языке? Сколько согласных?

-Запишите в тетрадь буквенную дорожку.

- Обратите внимание, сколько цветов на этой поляне, и у каждого есть лепестки.

<Приложение 2>

3. Словарная работа.

-А сейчас вы узнаете, как пишется новое словарное слово “лепесток”.

1) Что обозначает это слово?
Запишем это слово в транскрипции.
[ л, и п, и с т о к ]
Сколько слогов? Какой слог ударный? Какой безударный?
Прочитайте слово орфографически.
Запишите это слово в тетрадь, проговаривая его по слогам.

2) Составьте с этим словом словосочетания, предложение.

3) Запишите предложение под диктовку.
Выглянуло солнце, и одуванчики раскрыли свои лепестки.
Выделите орфограммы.
Выполните разбор по членам предложения.

4.Повторение изученного.

-Дорожка привела нас на волшебную поляну. Узнаем, кто живёт на ней.

А для этого отгадаем грамматические загадки.

1) В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском-2, а в русском – 6.

(Падежи)

2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.

(Именительный падеж)

Первый жилец домика - Гном Именительный падеж.

Посмотрите вокруг, покажите на стене вопросы именительного падежа. Назовите их.

Около домика есть садик, в котором растут необычные деревья. Эти деревья рассказывают о тех, кто их растил.

Это деревце гнома Именительного падежа.

Итак, вопросы Именительного падежа (учитель переворачивает на дереве листочки после ответов детей, на листочках записаны отличительные признаки падежей)

-С какими вопросами употребляется?

-Каким членом предложения является сущ. в форме Именительный падеж?

-Какое вспомогательное слово есть у этого падежа?

-Отгадайте загадку, узнайте имя второго жильца.

У этого падежа нет своих вопросов, один он попросил у Именительного падежа, а другой у Родительного.

(Винительный падеж)

Найдите и покажите в классе вопросы Винительного падежа.

Они есть и на дереве, которое выращивает Гном Винительного падежа.

-Какие предлоги употребляются с Винительным падежом?

-Каким членом предложения является существительные в форме Винительного падежа?

-Назовите вспомогательное слово, помогающее распознать существительное в форме Винительного падежа.

Сравнение Именительного и Винительного падежей.

Часто эти падежи путают.

Назовите отличия.

5. Физкультурная минутка.

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели, (Наклоны головы)
Головами зашумели. (Хлопки над головой)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Машем руками над головой)

6.Сообщение темы урока и целей.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним гномом.

Угадайте его имя.

Кого же нет? Я очень беспокоюсь.
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите?

Познакомьтесь, это Гном Родительный падеж.

Учитель прикрепляет гнома на доску.

<Приложение 3>

-Гномик тоже хочет вырастить своё дерево. Поможем ему.

-Назовите вопросы Родительного падежа. (Учитель прикрепляет к дереву лист с вопросами падежа)

-Запишите тему в тетрадь, вопросы Родительного падежа.

-Сегодня на уроке мы уточним и расширим знания о Родительном падеже, будем учиться распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, предложениях, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги.

7. Изучение нового материала.

-Познакомимся поближе с Гномом Родительного падежа. Я буду вас спрашивать о нём, а вы запишите ответы на доске и в тетрадях с комментированием.

Ставьте вопросы к словам, определяя падеж.
Из чего сделан домик гномиков?
Откуда гномы берут шишки?
Где они собирают ягоды?
Как гномик занимается спортом?
Что нужно, чтобы дерево выросло большим и красивым?
От кого гномы получают письма?
Запись:

Домик из (чего?) глины, шишки с чего?) сосны, ягоды у (чего?) дорожки, бегает от (чего?) берёзы до (чего?) сосны, капли (чего?) дождика, письма от (кого?) Белоснежки.

-Какие предлоги употребляются с существительными в форме родительного падежа? Выпишите их в тетрадь (из, с, у, от, до)

Послушайте стихотворение Т Рик. Обратите внимание, какие ещё предлоги употребляются с существительными в форме родительного падежа.

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал,
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.

Какие ещё предлоги запишем в тетрадь?

(Около, для, без, вокруг)

У дерева появился второй лист (с предлогами)

-А сейчас мы узнаем, какие окончания у существительных в форме родительного падежа. Посмотрите на словосочетания. Назовите окончания (а, и, ы). (Лист с окончаниями)

Запишите в тетрадь эти окончания.

8. Обобщение.

Что мы узнали о гноме Родительного падежа?

На какие вопросы отвечают сущ. в форме родительного падежа?

Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?

Какие окончания у существительных в форме родительного падежа?

Но это ещё не всё, я открою маленький секрет... (Лист с вспомогательным словом – нет)

9. Игра “Чудесные превращения”.

Я буду закрывать предметы на нашей полянке, а вы, подставляя вспомогательное слово НЕТ, превратите существительные, обозначающие эти предметы в форму родительного падежа.

(Нет ягоды, нет дерева, нет гнома)

Запись с комментированием.

Приложение 4. Гимнастика для глаз по Аветисову Э.С.

10. Работа с учебником.

1).Упр. № 140.

-Прочитайте задание

-Что нужно сделать?

-Эти задания помогут нам выполнить наши знакомые Гномы.

I Уровень.

- Составьте о Гномах словосочетания, о том, как они живут, что едят, как отдыхают.

Земляника для …, растёт у ……, домик без….., гномы у…., зарядка для….

II Уровень.

-Составьте два предложения с любыми из словосочетаний.

Земляника растёт у дороги.

На полянке стоит домик без крыльца.

-Разберите их по членам предложения.

2). Упр. № 141.

-Прочитайте задание.

-Сравните имена существительные.

-Что общего у них, чем отличаются?

-Выполните следующий “шаг” в этом задании.

Р.п. (нет кого? чего?) В.п. (вижу кого? что?)
Стола стол_
торта торт_
свистка свисток_
брата брата
друга друга
слона слона

-Выполните следующий “шаг”

Выделите окончания. Какую особенность заметили?

-У существительных мужского рода в родительном и винительном падежах безударные окончания.

-Давайте проверим, есть ли такая особенность у существительных женского рода.

Р.п. В.п.
Сестры? сестру
волны волну

Выделите окончания.

Какой вывод можно сделать?

У сушествительных женского рода в родительном и винительном падежах окончания ударные.

Вывод:

Чтобы не путать Родительный и Винительные падежи, мы используем существительные женского рода. Вместо существительного мужского подставляем существительное женского рода, если окончание – ы -, то существительное находится в форме родительного падежа, если окончание

-у -, то существительное в форме винительного падежа.

3). Упр. № 143. Самостоятельная работа.

Проверка.

-Приготовьте карточки.

- В каком падеже стоят существительные. (Дети читают по цепочке словосочетания, класс показывает карточки с соответствующим падежом)

11. Итог урока.

-Что нового узнали о родительном падеже?

Посмотрите на дерево гнома Родительного падежа. Оно поможет ответить на этот вопрос.

12. Домашнее задание.

Упр. № 144 , запомнить предлоги родительного падежа.

I Уровень спишет словосочетания, определит падеж.

II Уровень составит с данными словосочетаниями предложения, определит падеж существительных.