Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

Разделы: Русский язык


1. Тема Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этническую тему (урок первый: работа над содержанием).
2. Тип урока Комбинированный.
3. Оборудование Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.
4. Цели Специальные:

1. Познавательные:

  • Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.

2. Практические:

  • Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Общепредметные:

1. Познавательные:

  • Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.

2. Практические:

  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
5. Умения и навыки Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
6. Межпредметные связи Литература, музыка, изобразительное искусство.
7. Логика урока От восприятия к осмыслению и пониманию, запоминанию, обобщению и систематизации.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • формирование групп;
  • выбор (ответственного) руководителя группы;
  • рабочая тетрадь.

2. Целеполагание.

- Что такое сочинение?

Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.

- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

3. Работа над содержанием.

- Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично тема уже задана.

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)

- ответы учеников

- на доску помещаем определение из словаря Ожегова.

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?

- вот какое толкование дает словарь (на доску)

б) Подбор синонимов.

- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)

- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)

в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)

- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

- А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик).

г) Беседа по содержанию.

- Какую проблему поднимает Д. Гранин?

- По какому поводу собирается он «бить тревогу»?

- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожиться? (милосердие)

- Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)

- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

д) Подбор антонимов.

- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Тетрадь: Милосердие. Антонимы-равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,

Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)

4. Планирование дальнейшей деятельности.

- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами)

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чем оно проявляется? Примеры.

- В чем причины людского равнодушия и невнимания?

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

5. Работа в группах.

- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам: (в конвертах-тексты, фотографии, репродукции картин), (Приложение 1).

(самостоятельная работа сопровождается музыкой)

1 гр. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

- Как можем их использовать в своем сочинении?

2 гр. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.

  • Мать Тереза.
  • Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина).
  • Движения сестер милосердия.
  • Красный Крест.
  • Доктор Л. Рошаль.

3 гр. – Прочитайте материал о баронессе Юлии Петровне Вревской. Кратко расскажите о ней.

Выразительно прочитайте стихотворение в прозе, посвященное ей.

Вспомните стихотворение И. С. Тургенева «Два богача». Как сможем его

Использовать в работе?

4 гр. – Прочитайте сочинение ваших ровесников по теме нашего урока.

- Как они решили поставленную задачу?

- Что вам понравилось в этих работах?

Прочитайте продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

-Какой совет он дает читателю?

5 гр. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

(Приложение 2).

6 гр. – Прочитайте цитаты.

Обдумайте их. Обьясните значение.

- Как сможем использовать в работе?

(Приложение 3).

6. Отчет групп о проделанной работе.

(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).

7. Рефлексия.

1-2-3-…предложения.

- Ответы на вопросы (на листочках- гипотезах)

(опрос по цепочке)

8. Оценивание.

- Учитель – оценки тем, кто помогал

-Группе – капитан команды

(с кратким комментированием)

9. Домашнее задание (памятка).

- разбор и ответы на вопросы учащихся

(Приложение 2).

10. Итог урока.

- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.

Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб падали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!