Интегрированный урок (информатика + окружающий мир) по теме "В воде хорошо, а на суше – лучше"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели и задачи: Познакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения.

Оборудование:

  • компьютер;
  • презентация;
  • гербарий;
  • иллюстрации высших растений (мхи, хвощи, плауны, папоротники, хвойные, цветковые),
  • иллюстрации цветков, плодов и способов распространения семян.

Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

В начале урока учитель просит ребят ответить на вопросы:

  1. Что мешает водорослям жить на суше?
  2. С какими задачами может справиться любая клетка слоевища?
  3. Как и в каких условиях водоросли размножаются?

Чтение диалога героев Миши и Лены, называют свое отношение к нему.

Лена: Не пойму: разве плохо, когда каждый всё умеет сам?

Миша: Нет. Но плохо — когда друг другу не помогают. Если бы Юрий Гагарин или Павел Буре для себя всё делали сами, не было бы ни космонавтов, ни хороших хоккеистов. Так и у растений: если бы клетки передавали друг другу то, что у них есть в избытке, то каждая из них могла бы делать то, что у неё лучше получается.

Учитель задает вопрос: «Почему наземное растение состоит из различных клеток?»

Рисунок 1

Совместное открытие знаний или объяснение нового материала.

Учитель рассказывает текст, посвященный изложению понятий «ткань» и «орган» и их роли в жизнедеятельности высших растений.

На суше свет и вода находятся в разных местах, поэтому разные части растений разделили задачи: надземные части тянутся вверх, к свету, а подземные — вниз, к воде. Их клетки не могут быть одинаковыми, как у водорослей. Каждая занимается своим делом: одни клетки — фотосинтезом, другие — всасыванием. Появились и новые заботы. Надо передавать вещества от одних клеток к другим. Надо бороться с земным притяжением. Надо защищаться от высыхания. Группа клеток организма, сходных по строению и занятых одним общим делом, называется тканью.

  • Давайте вспомним, зачем всплывает тина? На поверхности воды ей достается больше света.
  • А почему тина не высыхает сверху? Потому что ее покрывает вода.

Если водоросли получают больше всего света над водой, а не в воде, то почему бы им не расти на суше? Вы, наверное, уже знаете, почему: на суше очень мало воды, и водоросль может высохнуть, даже покрытая слизью.

Но есть и еще одна причина. В воде водоросли могут располагаться на разной глубине - и на поверхности, и на метр под водой, и даже на дне озера, глубина которого 10 метров! Самая большая глубина, на которой в море находят водоросли - 100 м. И всем им хватает света.

А во сколько слоев водоросли могут расположиться на суше? Попробуйте достать из пруда несколько комков тины и кинуть один на другой на берег. Хватит ли всем света? Нет: верхний комок тины сплющился и стал почти непрозрачным. Какая же сила заставила тину сплющиться и прижаться к земле? Это - сила тяжести.

Две неприятные вещи мешают водорослям завоевать сушу - сухость и сила тяготения. Но в древние времена у некоторых слоевищных водорослей появился способ справиться и с тем, и с другим.

Вспомним, почему многоклеточным быть лучше, чем одноклеточным. Каждая клетка занята своим делом, и им вместе легче. Но может ли одна клетка бороться с тяготением и держать на себе всю водоросль? Нет. А может ли одна клетка защищать всю водоросль от высыхания? Нет. Зато это под силу группе клеток. Группа клеток, занятая в теле одним общим делом, называется тканью.

Но ткани сами не могут справиться со сложной задачей. Нежные зеленые клетки не смогут заниматься своим делом, если их не защитить от высыхания. Сосуды растений нужно поддерживать, чтобы они не перегибались. Поэтому ткани объединены в органы - части тела, выполняющие сложные задачи. Посмотри, как устроены органы наземных растений:

  • лист;
  • стебель;
  • корень.

Когда у растений возникли покровные, опорные и проводящие ткани, оказалось, что слоевище - неудобная форма тела. Для того чтобы расти вверх, самой удобной оказалась форма стержня. Это легко проверить: если ты хочешь поставить на стол лист бумаги, то выше и устойчивее всего будет стоять лист, свернутый в трубочку.

У растений тоже издавна существует такая жесткая и устойчивая трубочка - стебель.

В стебле, однако, есть свои неудобства. Слишком много клеток находится внутри него и не способны к фотосинтезу. Поэтому у некоторых растений по бокам стебля возникли плоские чешуйки, а у других некоторые стебли сплющились. Так появились листья.

Листья служили растениям специально для фотосинтеза. Стебель - для доставки воды к листьям, а питательных веществ - от листьев, а еще для того, чтобы листья были ближе к свету. Стебель и находящиеся на нем листья называют побегом.

Но растению нужно не только тянуть свои листья к свету, удерживаться в почве и доставать из нее воду с минеральными веществами. Поэтому у растений появился корень.

Рассмотрите рисунок и объясните, из каких органов и тканей состоит растение.

Рисунок 2

После обсуждения тканей и органов растений учитель показываем: цветок и спрашивает, у всех ли растений они есть. Ребята высказывают свое мнение. При обсуждении можно вспомнить поверье о цветении папоротника в ночь на Ивану Купалу. Следует показать ребятам гербарные экземпляры мхов, плаунов, хвощей и папоротников, рассказать, что у этих растений нет цветков.

Рисунок 3

Древние наземные растения — мхи — не имеют корней и сосудов. Обычно они растут наполовину в воде. Другие древние растения — хвощи, плауны и папоротники — тоже предпочитают селиться около воды, хотя корни и сосуды у них есть. В доисторические времена эти растения достигали гигантских размеров. Из их останков образовались залежи каменного угля.

Все эти растения не имеют цветков: они размножаются спорами. Споры образуются в специальных органах размножения. Они расположены на стеблях или листьях и напоминают колоски или мешочки. Споры разносятся водой или ветром. Из споры вырастает маленькое растеньице – заросток, похожее на водоросль. Заросток нужен только для того, чтобы образовать половые клетки, которые сольются и дадут начало новому самостоятельному растению. Но чтобы это произошло, заростку нужна хотя бы капля воды. Вот почему все споровые растения предпочитают селиться около воды.

Хвойные растения размножаются семенами. Семя, в отличие от споры, состоит из многих клеток. Оно содержит зародыш, похожий на маленькое растение, и запас питания. Семя защищено оболочкой, которая вскрывается только в хороших для растения условиях.

Зародыш семени образуется из половых клеток - «половинок». Одна из них находится в молодой шишке. Другая — в пыльце, которую приносит ветер с соседнего дерева. После их слияния шишка начинает расти: в ней созревают семена.

Игольчатые листья – хвоинки позволяют хвойным деревьям переживать суровые условия. Вот почему тайга состоит в основном из хвойных деревьев.

После этого ребята самостоятельно ищут в тексте объяснения того, что такое семя, плод и цветок и у каких растений есть эти органы.

Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Рисунок 4

  1. Почему тело наземных растений разделено на органы и ткани?
  2. Почему настоящими растениями суши можно назвать лишь хвойные и цветковые растения?
  3. Что такое цветок и семя?

Свои сообщения по заранее договоренным с учителем темам.

Повторное закрепление.

Затем вместе выполняют короткие задания 2-9. Если на их выполнение не хватило времени то они могут быть заданы на дом. В случае затруднения школьники пользуются текстом учебника при ответе на вопросы и выполнении заданий.

Рисунок 5

На дом можно задать чтение текста.

Итог работы.

Каждая группа прекрасно приспособилась к жизни в своих условиях среды. По мере освоения суши растения усложняли свое строение.

Приложение 1