Урок развития речи "Снежная сказка Зимы"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Раскрыть понятия: ключевые слова, образные выражения; показать их роль в тексте;
  2. Отработать речевое умение – создавать собственный текст.
  3. Учить выделять главное; развивать память, воображение; формировать навыки ассоциативного мышления; развивать рефлексивные умения через самооценку.

Оборудование:

  • репродукции зимнего леса;
  • карточки с текстами и заданиями;
  • текст с песней “Три белых коня”.
  • мордашки;
  • снежинки для составления текстов;
  • инструкция для психолога.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, какое сейчас время года? Конечно, зима. Белое безмолвие, царство холода и тишины. Казалось, что можно увидеть в таком однообразии природы? Но сколько писателей, поэтов и художников посвящали свои шедевры зимней красоте, белому безмолвию, сказке, в которую попадаешь, даже тогда, когда только представляешь зимний лес.

Мороз и солнце, день чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись,
Открой, сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.

Учитель. Тема сегодняшнего урока СНЕЖНАЯ СКАЗКА ЗИМЫ. Мы тоже попробуем с Вами создать картину сказочного леса, поучившись у мастеров слова, а помощниками нам будут ключевые слова в тексте поэтическом и прозаическом. Напомните мне, что такое ключевые слова?

(после ответов детей на доску вывешивается таблица с определением).

РАБОТА С ТЕКСТАМИ. (Приложение 1)

Учитель. Каждой группе даны готовые отрывки из текстов знаменитых поэтов и писателей. (Нужно внимательно прочитать текст, подчеркивая ключевые слова).

Работа в группах.

Задание. Прочитать вслух выразительно текст.

Вопросы к текстам.

  1. Какое настроение передаёт поэт, писатель, видя картину зимнего дня из окна? Почему?
  2. Назовите ключевые слова, которые вы подчеркнули?
  3. Обратите внимание, что в поле зрения автора, что он видит из окна?
  4. Попробуйте найти образные выражения. ЭПИТЕТЫ.

(Таблица с определением вывешивается на доску).

Учитель. Я, слушая Вас, проследила, что звучат одни и те же слова. Небо. Лес. Солнце. Снег. Которые можно назвать ключевыми для нашего сегодняшнего разговора.

Учитель. Вам задание. Прочитать и проследить за тем, какие сквозные образы-слова повторяются?

Учитель. Как создаётся великолепная картина зимы?

Учитель. Посмотрите, эти опорные слова, как магнитики притягивают к себе другие слова, и получается великолепное образное описание снежного царства.

Мы учимся у мастеров слова их умению видеть, учимся создавать картину, подбирать образные выражения.

Но не только писатели и художники создавали зимние картины, но и в русских народных песнях, долгих, как русская зима, и в современных напевах передаётся снежное, бодрое настроение. Давайте попытаемся это морозное настроение создать.

(Все вместе поем песню).

Песня “Три белых коня”. 1 куплет.

Рефлексия. Посмотрим, кому, с каким настроением пелось? Нужно поднять такую мордашку, какое настроение у ребят в данный момент (каждому учащемуся на парту были розданы по три мордашки).

Учитель. Вернёмся в Зимний лес, мысленно перенесёмся во владения Снежной королевы и возьмём с собой воображение.

Что же можно увидеть, услышать, почувствовать в зимнем лесу?

(Вопросы для беседы записаны на обратной стороне карточки с текстом).

  1. Какие запахи наполняют это пространство?
  2. Какие звуки можно услышать?
  3. Какие бы снежные краски вы выбрали, чтобы нарисовать словесную картину зимнего леса?

Вернуться к ключевым словам.

Учитель. Вы опять описывали снег, солнце лес, небо.

Учитель. Ребята, раз мы с Вами мысленно находимся в зимнем лесу, то кем бы вы могли себя представить в этом чудесном снежном царстве зимы. (Физ.пауза)

Задание.

Нужно слепить из себя самих скульптуру или показать пантомиму на зимнюю тему.

Учитель. Ребята, мы стали частью этой зимней сказки. Многое увидели, услышали, почувствовали. А теперь давайте создадим великолепные тексты, каждый свою снежную сказку зимы, перевоплощаясь в образы зимнего леса. Помогут Вам в этом ключевые слова из текстов, с которыми вы работали в начале урока. Можете сочинять в прозе, а у кого-то, может быть получится в стихах. Названием ваших текстов будет ключевое слово, написанное на снежинке.

(Раздаются каждому учащемуся снежинки со словом, которое послужит названием текста, например: облачко; сугроб, веточка, снежинка, снегирь; ёлочка и т.д.)

(Учащимся слабее, раздать карточки с индивидуальными заданиями, где на выбор можно подчеркивать ключевые слова или вставлять пропущенные буквы).

Рефлексия.

Учитель. Давайте посмотрим, кто с каким настроением перевоплощался.

(Ребята поднимают мордашки).

Учитель. Сейчас самый важный момент. Вы будете читать свои зимние шедевры, а мы внимательно слушать, чтобы определить наиболее удачные мини-сочинения.

(Учитель или ребята по возможности, если позволяет время, комментируют услышанное, выбирают наиболее понравившиеся сочинения, а учитель в качестве благодарности дарит детям по “рафаэлло”).

Учитель. Посмотрите, какой живой сказочный лес у нас с вами получился. Каждый из вас сочинил свою снежную сказку.

Итог: Какова роль ключевых слов?

(Ребята делают выводы, подводят итоги урока).

Рефлексия. Сегодня на нашем уроке присутствовал психолог, послушаем учёного человека. (Ученику в начале урока была выдана инструкция для психолога, ученик в течение всего урока наблюдал за деятельностью класса и учителя.)

Инструкция для психолога. Приложение 2