Программа воспитания "Добру откроется мир" на 2006–2007 гг.

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Программа воспитания на 2006–2010 учебные года разработана на основании:

  1. “Основных направлений воспитательной работы в системе образования Алтайского края”.
  2. Программы развития воспитания в системе образования Кытмановского района.
  3. Программы развития воспитания в системе образования МОУ “Семёно-Красиловская средняя общеобразовательная школа”.

Пояснительная записка

Пытаясь ответить на вопрос: “Что такое воспитание?”, отмечу, что в педагогике существует несколько разных определений этой категории, но нет общепризнанного.

Среди многообразия понятий воспитания рассмотрю несколько его определений.

Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ “Об образовании”).

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И. Новикова и др.).

Воспитание – это целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно – нравственное становление. (социальный стандарт РФ “Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования”)

Воспитание:

  1. В широком социальном смысле – это воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляется понятие воспитания с социализацией.
  2. В широком педагогическом смысле – это целенаправленное воздействие на ребенка воспитательными институтами общества.
  3. В узком педагогическом смысле – это взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования у детей определенных нравственно- эстетических качеств.
  4. В еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач в ходе воспитательной работы.

Таким образом, можно выделить общие признаки в определении воспитания:

  1. Целенаправленность воздействий на воспитанника.
  2. Социальная направленность этих воздействий.
  3. Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений.
  4. Освоение человеком комплекса социальных ролей.

Сегодняшнее состояние России обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, согласно которой “образование без воспитания есть ложное и опасное”, ибо “не формирует человека, а разнуздывает и портит его”. Никогда еще педагоги не оказывались в такой ситуации, когда среда с рекламой пива, водки, фильмами насилия и ужасов, равнодушными или агрессивными родителями, буквально сводит на нет их усилия по воспитанию. Что же делать? Не сдаваться! В каждом возрасте человека есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Только дети отличаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, они открытая книга.

У каждого народа имеется своя, сложившаяся в течение веков воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передает от старшего поколения младшему все самое лучшее и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности. Нормы народной морали учат доброте, уважению, патриотизму. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для воспитателя. Нужно сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получит импульс тепла и участия. А для этого нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным особенностям учащихся реальная жизнь, с разнообразными видами деятельности, имеющими познавательно – мировоззренческую направленность. Чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе, ощутил чувство успеха, уверенности в себе, без него невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Народная мудрость гласит “Учись доброму, так худое на ум не пойдет”. Поэтому программа “Добру откроется мир” ставит своей целью формирование начал духовно – нравственной личности.

Требования к разносторонней личности учащихся, предполагающей развитие всех ее основных направлений, не исключает некоторого вычленения, основных направлений. Этими направлениями являются:

  1. “Дорога к себе”.
  2. “Я - часть природы, живу по законам природы.

Программа состоит из разделов и реализуется в течении 4 лет.

В чем же отличие данной программы от широко известных воспитательных программ? В том, что она имеет более “узкую специализацию”, т.е. предназначена лишь для одного класса школы, а конкретно, для моего 3-го класса.

Ее особенность – “дойти до каждого”.

Оригинального в моей программе, право, нет ничего, кроме того, что все задуманное я решила претворить в жизнь (и претворяю!) только на демократической основе. Соблюдение субординации при обращении с детьми, безусловно, но все же: быть с ними на равных.

Нет в жизни ничего дороже, выше, умнее человеческой жизни, сокровенного “я” человека, его индивидуального счастья. Но самой природой человек предназначен для жизни в обществе, среди людей, т.е. запрограммирован на добро, мир и согласие.

Воспитывать – значит учить человека относиться к людям по-человечески, по правде. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс воспитания идет – мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями.

Добиваюсь своего, увлекая, шутя, с выдумкой – учу тому же своих подопечных. Иди те же на выручку слова несерьезных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, справедливость, нравственность, долг и др.

Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честную, отзывчивую на все доброе и хорошее. Отказаться от принципа классовости, идеологизированности в воспитании и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими.

В “Войне и мир” Кутузов говорит Андрею Болконскому: “Взять крепость нетрудно, трудно компанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время… А ведь нет сильнее тех двух воинов – терпение и время, те все сделают”.

Без этих понятий нам не справиться с детьми.

Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания.

Выбирая формы работы, отдаю предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое “я”.

Программа – это не шаблон, а дети – не роботы. Нельзя сказать, что все дети как один станут хорошими, добрыми, но программа помогает сглаживать в питомцах дурные качества и развивать их хорошие стороны. Наука и жизнь доказывают, что недостаточно внимательное отношение к возрасту детства отражается избирательно на всей жизни человечества.

Цели и задачи воспитательной работы.

Цель: Формирование начал духовно-нравственной личности.

Задачи:

  1. Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к окружающему миру.
  2. Создать атмосферу радости и доброжелательного сосуществования старших и младших.
  3. Учить школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.
  4. Развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями, научить прощать людей.
  5. Формировать у учащихся культуру общения, помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах.
  6. Привлекать культурно-образовательную среду, родителей к воспитанию личности.

Направления воспитания.

Основные

  1. “Дорога к себе” (духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание).
  2. “Я – часть природы, живу по законам природы” (экологическое воспитание).

Сопутствующие

  1. “Дорога в большой мир” (учение).
  2. “Дорога в мир культуры” (художественно-эстетическое воспитание).
  3. “Дорога к собственному здоровью” (воспитание культуры здоровья: физического, психологического и нравственного).
  4. “Дорога в мир семьи” (семейное воспитание).

Принципы жизнедеятельности класса.

  • Индивидуальность.
  • Право ребенка быть тем, чем он есть, т.е. право ребенка быть личностью:

Я - это я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Я – это замечательно.

  • Целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система).
  • Конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели).
  • Научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов).
  • Разнообразие содержания, форм и методов.
  • Целостность образовательной и воспитательной программ.
  • Единство педагогического руководства, классного руководителя и активности учащихся.
  • Реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни.
  • Связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее.
  • Гибкость плана воспитательной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. “Дорога к себе”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Стремиться выйти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.
  2. Научиться корректировать отношения между взрослыми и детьми.
  3. Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения (воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, проявления внимания к больным, престарелым; заботливого и внимательного отношения к родителям; стремления выступать в защиту тех, кто добивается справедливости; любви ко всему живому; понимание необходимости соблюдать порядок и дисциплину дома, в школе и в общественных местах; понимание ответственности за свои поступки перед товарищами, родителями, учителем.
  4. Помочь детям в обретении знаний основных правил вежливого поведения, культуры речи; умений пользоваться словами вежливости, стремлений говорить просто и правильно, умений быть опрятным и аккуратным, скромным и предупредительным; умений следить за своей походкой, осанкой, жестами, мимикой; стремление самостоятельно выполнять правила культурного поведения дома, в школе, в общественных местах.
  5. Помочь учащимся понять необходимость воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, упрямства; стремление быть решительным и настойчивым в достижении личных, коллективных целей; ответственное отношение к своим словам и обещаниям; умение признавать свои ошибки и преодолевать их.
  6. Помогать учащимся устанавливать товарищеские, доброжелательные отношения со сверстниками другого пола в различных видах деятельности и общении; правильно понимать дружбу между мальчиком и девочкой; дать начальные представления о нравственном идеале советской семьи.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Участие в общешкольных делах и в работе вне школы:
    • дружба со старшими и младшими школьниками;
    • участие в общешкольных мероприятиях (праздниках, походах, вечерах);
    • постижение общечеловеческих ценностей (жизнь, мама, Родина, семья, природа) на уроках и во внеурочное время;
    • встречи с интересными людьми;
    • организация различных акций милосердия, благотворительных концертов;
    • турпоходы.
  2. Индивидуальная работа на основе личностно – ориентированного подхода:
    • изучение ребят: их взаимоотношения, проблемы в общении;
    • изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье;
    • проведение тестирования и социометрии, выявляющих взаимоотношения ребят в классе, “лидеров” и “героев” класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении;
    • создание условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми родителями;
    • предоставление возможностей для самоутверждения ребенка в коллективе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

    • формирование у детей коммуникативной культуры, создание благоприятного климата в классе, семье;
    • организация походов, огоньков, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
    • проведение практикумов по этикету с целью обучения детей адекватному стилю и тону общения, правилам и культуре поведения в обществе:
    • использование тренингов по общению;
    • проведение бесед и дискуссий по общению

    2. “Я часть природы, живу по законам природы”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.
  2. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.
  3. Воспитание нетерпимого отношения к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.
  4. Привить интерес к природным явлениям.
  5. Дать начальные представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.

НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. Постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана).
  2. Участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах).
  3. Проведение в классе мероприятий на экологическую тематику.
  4. Организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Проведение экологических операций.
  2. Озеленение класса, территории школы, села.
  3. Встречи с природой (экскурсии).
  4. Участие детей в краевом экологическом движении.
  5. Работа кружка ЮДП (“юные друзья природы”.
  6. Проведение экологических акций.
  7. Викторины, конкурсы, игры.
    1. 3. “Дорога в большой мир”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Формировать познавательные интересы школьников.
  2. Расширять кругозор во внеурочное время.
  3. Оказывать помощь ученику, имеющему проблемы в знаниях.
  4. Изучение индивидуальных особенностей ученика.
  5. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. Изучение работы учащихся на уроке, наблюдение за ними.
  2. Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:
      • особенности мышления, его самостоятельность, способность выделять главное;
      • умение рационально планировать свою учебную деятельность;
      • отношение к учению;
      • интересы, склонности;
      • осознание необходимости учебной деятельности;
      • работоспособность;
      • уровень ЗУН;
      • мотивы необходимые для улучшения качества обучения.
  3. Выявление причин отставания в учёбе:
      • состояние здоровья;
      • отсутствие бытовых условий;
      • проблемы в знаниях;
      • недостатки преподавания;
      • отсутствие интереса к предмету;
      • неразрывность определённых учебных навыков;
      • отсутствие внимания, воли;
      • особенности мышления.
  4. Организация консультативной помощи по предметам нуждающимся в ней ученикам.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

    1. Проведение познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины).
    2. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы.
    3. Обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.

      4.“Дорога в мир культуры”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.
  2. Развитие способностей и интересов.
  3. Свободное общение со значимыми людьми.
      • понимание красоты окружающей действительности, природы;
      • эмоциональное понимание содержания произведений искусства;
      • эмоциональное отношение к различным видам зрелищ (теле- и кинофильмам, концертам);
      • развитие наклонностей к художественному творчеству (рисование, лепка, музыка и т.д.), творческой фантазии и образного видения;
      • стремление соблюдать элементарные навыки этического поведения, опрятный внешний вид;
      • нетерпимость к некрасивым поступкам, неряшливости во внешнем облике.

НАПРАВЛЕНИЯ:

      • изучение потребностей ребят, их интересов;
      • выявление интереса детей к занятиям в тех или иных секциях и кружках;
      • стремление узнать какая помощь нужна детям.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

      • тестирование;
      • беседы с родителями, с товарищами, с самим учеником;
      • экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы;
      • участие в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников);
      • участие в народных праздниках, поисковой работе.

      5. “Дорога к собственному здоровью”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Помочь ребёнку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
  2. Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физминуток.
  3. Помочь детям овладеть методами релаксации.
  4. Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
  5. Формировать представления о значении занятий физкультурой для развития человека; понимания необходимости укрепления здоровья; понимание важности соблюдения режима дня, развития основных двигательных качеств, интереса к занятиям физкультурой; прогулкам в природу, коллективным играм.

НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. Знакомство и изучение семьи, выявление наследственных и хронических заболеваний ребёнка.
  2. Изучение здоровья ребёнка с помощью медицинских карт.
  3. Изучение психического состояния ребёнка его характера.
  4. Разработка физических упражнений для физминуток; подвижных игр на свежем воздухе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  1. Проведение бесед о режиме, самоорганизации детей, проведение на уроках и переменках физминуток.
  2. Проведение бесед о личной и общественной гигиене; стремление к соблюдению её каждым воспитанником.
  3. Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании.
  4. Обучение способам доврачебной помощи при несчастных случаях и травмах.
  5. Организация и проведение спортивных соревнований, походов, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников.
      1. 6. “Дорога в мир семьи”.

        (работа с родителями)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывая ученика, влиять на воспитательный потенциал семьи.
  2. Повышать педагогическую культуру родителей.
  3. Активизировать роль родителей в жизни класса.
  4. Повысить ответственность за воспитание своих детей.
  5. Защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
  2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
  3. Диагностика.
  4. Коррекционная работа.
  5. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
  6. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Групповые:

  • родительские собрания (текущие, тематические, итоговые);
  • конференции (обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнением по определённой проблеме);
  • родительские университеты.

Индивидуальные:

  • посещение ребёнка на дому;
  • индивидуальные консультации (по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя);
  • дни творчества детей и родителей;
  • открытые уроки и мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса и школы.

План работы по направлению
“Дорога в мир семьи”

2006–2007 учебный год (1 класс)

Родительское собрание “Как подготовить ребёнка к школе” (практические советы родителям будущих первоклассников).

Выбор родительского комитета класса.

Заседание клуба выходного дня. Поход на природу “Если вместе, если дружно”.

Собрание-круглый стол “Трудности адаптации первоклассников в школе”

Собрание (обмен мнениями) “Телевизор в жизни семьи и первоклассника”.

Семинар – практикум “Режим дня в жизни школьника”.

Игровой тренинг “Игра и игрушка в жизни младшего школьника”.

Форум “Неразлучные друзья – родители и дети”.

2007–2008 учебный год (2 класс)

Собрание-праздник “Снова вместе!”

Педагогический тренинг “Первые уроки школьной отметки”.

Беседа “Причины и последствия детской агрессии”.

Собрание (обмен мнениями) “Поощрения и наказания детей в семье”.

Круглый стол “Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка”.

Родительский лекторий “Что надо знать о леворукости ребёнка”.

2008–2009 учебный год (3 класс)

Беседа “Семейные традиции и способность ребёнка трудиться”.

Обучающий тренинг “Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка”.

Дискуссия “Мой ребёнок становится трудным…”

Час общения детей и родителей “Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека”.

Собрание (лекция) “Роль самооценки в формировании личности”.

Беседа “Ошибки семейного воспитания”.

2009–2010 учебный год (4 класс)

Практикум “Воспитание ненасилием в семье”.

Собрание “Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей”.

Обучающий тренинг “Развитие творческих способностей детей”.

Час сердечного общения (дети и родители рядом) “О родных и близких людях с любовью”.

Дискуссия “Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей”.

Праздник “Школе мы не говорим: “Прощай!”, мы говорим: “До новой встречи!”

7.  План-сетка воспитательной работы

      Список литературы

Русакова Т.В. Моя педагогическая концепция // Классный руководитель 2000. № 4. С. 56.

Павлова О.А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград: Учитель, 2007 г.

Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.

Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005 г.

Дераклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006 г.

Нечаев Н.П. Управление воспитательным процессом в классе. Москва: “5 за знания”, 2006 г.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. М.: Педагогика, 1990 г.

Мудрость воспитания / под. ред. Б.М. Бим-Бад. Москва: Педагогика, 1989 г.

Шевченко, С.В. Классные часы 1–11-е классы. Волгоград: Учитель, 2005 г.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3