Разработка урока по алгебре в 10-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

образовательные:

  • привести в систему знания учащихся по теме “Тригонометрические уравнения”,
  • научить решать уравнения методом оценки, т.е. углубить знания учащихся по теме.

развивающие:

  • развитие умений учащихся сравнивать, анализировать и применять в изменённой ситуации полученные знания.

воспитательные:

  • воспитание потребности в знаниях,
  • выработка желания глубины проникновения в предмет.

методическая цель урока:

  • реализация вариативной части учебного плана.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (эпиграф урока (приложение 1, 1 слайд), постановка перед учащимися целей урока, сообщение плана урока).

II. Актуализация опорных знаний:

а) устная работа

1. Назвать типы тригонометрических уравнений и методы их решения (приложение 1, 2 слайд)

Предполагаемые ответы:

Тип уравнения Методы решения На что обратить внимание учащихся
Аналитический метод
простейшие тригонометрические уравнения по формулам вспомнить частные случаи решения тригонометрических уравнений
тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным -метод введения новой переменной,

- разложение на множители

область допустимых значений новой переменной
однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени деление обеих частей уравнения на cos x, cos2 x

(sin x, sin2 x)

cos x 0, cosх 0,

sin x 0, sin2 x 0

Функционально-графический метод

2. составить алгоритм решения следующих уравнений (приложение 1, 3 слайд)

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с проблемной ситуации – решить уравнения

(приложение 1, 4 слайд):

1. cos x = 1+ x2

(это уравнение решено графически в учебнике А.Г. Мордковича для 10-11 кл., 2007г.[6], § 10, стр.52, пример 1) (Рисунок 1)

Решение этого уравнения методом оценки не вызывает трудностей у учащихся:

Е(cos x)=[-1; 1], Е(1+ x2)= [1; +], значит равенство (cos x = 1+ x2) выполняется, если 1+ x2 =1 и cos x=1. Решая уравнение, 1+ x2 =1, получаем корень х=0 (cos 0=1).

Ответ: х=0.

2. sin 2x + cos x = 2

-1 < sin 2x< 1, -1 < cos x < 1. Делаем вывод, что cos x =1 и sin 2x =1. Решая уравнение cos x =1, получаем х= 2к, кZ. Для уравнения sin 2x =1 (sin(2•2к)1) х= 2?к не является решением.

Ответ: нет решений.

3. sin(?•cos 2x) = 1

•cos 2x=+2к, кZ

cos 2x=+2к, учитывая, что -1 < cos 2 x < 1, получаем неравенство -1 <  +2к <  1, -<  к < , т.к. кZ, отсюда следует, что к=0.

cos 2х =+2•0, cos 2х =, х= ± + п, п Z

IV. Отработка первоначальных навыков решения уравнений методом оценки.

Каждому ученику предлагается карточка с набором уравнений и даётся на обдумывание способа решения 5-7 мин, затем необходимо обсудить подходы к решению уравнений. Если в этом есть необходимость, уравнения, вызвавшие затруднения разбираются у доски, но целесообразно дать детям самостоятельно попытаться решить данные уравнения.

Подобрать уравнения можно из различной литературы, в зависимости от подготовленности детей.

В помощь учителю:

cos x = 1+ sinx

cos6 х + sin3х + 4 sin 9х = 7

– cos (7 х) =х2-6х+10

tg ( sin х) = -

sin х + sin 5х=2

(cos  - 2 sin х) sin х + ( 1+ sin  - 2 cos x ) cos x = 0

V. Домашнее задание.

А.Г. Мордкович “Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Задачник, 2003 г.” [5]

№ 183(а,б), 186(в), 209(а,в,г)- решить методом оценки.

VI. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. “Математика в школе” № 3-1999 г. статья А.А. Аксёнова “Решение задач методом оценки”.
  2. М.И. Сканави “Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы”, Москва “ОНИКС 21 век”, “Мир и Образование”, 2002.
  3. В. М. Говоров, П.Т. Дыбов, Н.В. Мирошин, С.Ф. Смирнова “Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в ВУЗы”, Москва “ОНИКС 21 век”, “Мир и Образование”, 2003.
  4. КИМы ЕГЭ 2006 г.
  5. А.Г. Мордкович “Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Задачник, 2003 г.”
  6. А.Г. Мордковича “Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Учебник, 2007 г.”