Мастер-класс "Разнообразие аксессуаров в жизни человека. Изготовление игольницы «Шляпка»"

Разделы: Технология


Цели занятия:

  1. Познакомить с историей возникновения аксессуаров и разнообразным значением их в жизни человека.
  2. Совершенствовать навыки вязания крючком.
  3. Изучить технологию изготовления игольницы “Шляпки”.
  4. Развивать художественный вкус, фантазию, творческую смекалку.

Оборудование:

  • ножницы,
  • крючки,
  • нитки,
  • иголки,
  • поролон,
  • компьютер,
  • диск со слайдами аксессуаров,
  • технологические карты,
  • таблица “Основные способы вязания крючком”,
  • выставка аксессуаров и литературы по их изготовлению,
  • игольница шляпка,
  • образцы вязаных роз,
  • вязаная травка.

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

Основная часть.

1. Беседа с демонстрацией слайдов с изображением старинных аксессуаров, выставки современных аксессуаров и литературы по их изготовлению.

На сегодняшнем занятии речь пойдёт об аксессуарах.

Аксессуары (франц. accessoire – дополнительный, вспомогательный).

1) Мелкие предметы сценической обстановки;

2) Принадлежности чего-либо; сопутствующие предметы.

Познакомимся с история возникновения перчаток, сумок, шляпок и разнообразным значение их в жизни человека.

Перчатки

Давным-давно их называли “Рукавками персчатыми”, тоесть рукавицами, у которых имеются пальцы.

Когда точно появились перчатки, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что самую древнею пару нашли в гробнице Тутанхамона.

Первоначально перчатки делали в виде мешочков для всей кисти, без отверстий для пальцев, и с помощью этого нехитрого приспособления древние египтянки и римлянки защищали свои руки не от холода, а во время приготовления еды.

В средние века для этих целей предпочитали использовать напальчники, а современем пришили их к мешочкам (в которых к тому времени уже появились отверстия для пальцев), и на свет появились перчатки, которые сразу же приобрели символическое значение. Они служили атрибутом власти феодала, рыцарям их вручали при посвящении, епископам – при возведении в сан. “Именем королевской перчатки” разрешалось торговать, собирать налоги, чеканить монеты. Судьи вершили правосудие не иначе как в перчатках, а уж о роли последних в жизни рыцарей известно всем.

Пока мужские перчатки выполняли исключительно представительские функции, женские потихоньку “хорошели”. Со временем их научились шить из кожи, шёлка и полотна, украшать вышивкой и камнями. Тканевые перчатки обычно были длиной до локтя и снимались состоятельными модницами крайне редко: на этом фоне лучше выглядели кольца, а своими драгоценностями дамы всегда любили похвастаться. В XVI веке появилась мода пропитывать перчатки духами, и этим успехом пользовалась любительница химии Екатерина Медичи, одаривавшая своих неприятелей перчатками, надушенными ароматными ядами.

Какую модель выбрать.

Перчатки довольно стандартны по крою, повторяющему изгиб руки, но, тем не менее, бывают разных видов:

- Обычной длины (чуть выше запястья);

- Укороченные (до ладони);

- Длинные – до локтя или даже плеча (вечерний вариант);

- “Митенки” (с обрезанными пальцами).

В межсезонье и зимний период нам не обойтись без тёплых перчаток, потому как в наших климатических условиях – это не роскаш, а средство утепления. К тому же перчатки могут придать неповторимый шик даже самому обычному костюму.

Сумка – изделие из ткани, кожи и т.п. в виде небольшого мешка, футляра, обычно с ручками, служащая для ношения чего-л.

Среди аксессуаров сумка является одним из древних составляющих костюма. Сумки появились как необходимость, а археологические раскопки, проведённые в нашей стране, и найденные подлинные образцы свидетельствуют о том, что сумка служит человеку давно. Исследователи считают, что первоначальная форма сумки находилась в прямой зависимости от материала, из которого она сделана, и была самой элементарной - мешок из кожи или меха. Простые формы и конструкции сумок из разных материалов и поныне бытуют как народные, национальные. Сумки были необходимы, в первую очередь, для переноски тяжестей. Шкура ягнёнка, например, представляет собой объёмную форму. Чтобы из неё получить сумку, достаточно было лишь завязать отверстия на месте ног, декоративно оформить их, например кистями или бахромой из кожи или другого материала и обшить входное отверстие.

При раскопках Саксонских Курганов (саксонский период – 160 – 1066 г. н.э.) были обнаружены среди других аксессуаров к костюму маленькие кошельки, которые подвешивались к поясу вместе с большим количеством предметов (ножницы, щипчики, гребешки, ключи).

Сумки – кошельки, получившие название монетников, употреблялись со своеобразной целью – знатные кавалеры и дамы клали в них мелкие монеты для раздачи милостыни.

В период позднего средневековья в качестве декора широко распространяется вышивка, которой украшают сумки, пояса, перчатки, костюмы в целом. С 15 в. роль сумки в костюме резко меняется: она становится популярным аксессуаром. Сумки на рамочных замках, отделаны перламутром, драгоценными камнями, украшенные шитьём шёлком, металлической нитью, бисером, становятся предметом роскоши. Размеры сумок уменьшаются. Одновременно с ними существуют и поясные кошельки. В XVI в. сумка состоит из нескольких отделений, каждое из которых снабжено затягивающимся шнурком. Модны сумки с бронзовыми или золотыми застёжками. Образец такой сумки из бархата хранится в Лувре. Она отделана золотыми кистями и шнурком. Верхняя её часть выполнена из шёлка и служила муфтой для рук. Сверху сумка снабжена кольцом для крепления её к поясу.

В первой половине XVII в. в связи с активным введением в конструкцию костюмов карманов мужчины отказываются от кошельков. В женском костюме мешки – карманы прятались под верхней одеждой и носились самостоятельно повешенными к поясу (на талии). Модницы продолжали носить сумки в руках или пристёгивать их к поясу, подвешивали на шнурках или лентах. Для изготовления сумок использовали дорогие материалы, сумки отделывали шёлком, золотым шнуром, вышивкой.

В первой половине XVIII в. в моде маленькие сумочки – ридикюли, основой которых являлась картонная коробочка. Ридикюли были популярны довольно длительное время.

Конструкция сумки в нашем понимании этого слова появляется только в конце XIX – начале XX в. Происходит разделение сумок по сезонам, назначению. В начале XX в. модными были сумки из шёлка, бисера, а также из кожи. По форме можно выделить прямоугольные сумки (“конверт”) и сумки в виде кошелька. Внимание уделялось как внешнему, так и внутреннему решению сумки.

Шляпки.

Модным атрибутом дамского гардероба шляпки стали только в середине XIX века. Им предшествовали налобные повязки, шлемы и сарацинские тюрбаны. Последние, кстати, строго осуждались католической церковью, но желание дам иметь изысканную “штучку” было настолько велико, что они продолжали щеголять в заморском аксессуаре. Несмотря ни на какие запреты.

С самого начала шляпы делились на две категории: “от непогоды” и “для выхода”. Кроме того, различались открытые и закрытые модели, которые предписывали своим хозяйкам соответствующую манеру поведения. Заломленная набекрень шляпка, украшенная страусовыми перьями, призывала обратить внимание на свою хозяйку, а надвинутая на глаза, с широкими полями, напротив, служила укрытием от чужих глаз.

По названию шляпок можно судить об истории и нравах, характерах и судьбах: шляпы – насмешницы, шляпы – жеманницы, шляпы – ханжи…

Начало XIX века – эра капоров и тюрбанов. Первые напоминают об античном шлеме, вторые – о чалме турецкого посланника и завоевательных походах в Египет.

Огромные шляпы украшенные цветами, перьями и драгоценностями, доживали свой век в начале XX. Мир моды замер в ожидании её величества Шанель.

Сняв со своих клиентов корсеты и широкополые шляпы, отменив все китовые усы, блёстки, искусственные цветы и перья, она готовила настоящую революцию. Всего за два сезона скромное изобретение модистки из Компьеня вытеснило все “клумбы” и все “корзины”, безраздельно царившие в дамских головах.

“Как можно под всем этим думать?” - удивлялась Шанель.

На смену “клумбам” пришёл колпак от мужской фетровой шляпы. Одно поле опущено, другое приподнято. Минимум украшений. Одним движением умелых рук был совершён настоящий переворот.

Сороковые годы – печальный триумф шляпы. Мода скупилась как никогда: массивные плечи, гимнастёрки, цвет хаки, туфли на пробковой танкетке – всё твердило, что женщина должна забыть о своих капризах и слабостях. Единственная уступка – шляпа. Никогда ещё за свою многовековую историю не было таких невероятных, навороченных, очаровательных и нелепых в своей оригинальности шляп.

С годами любовь к ней то пропадала, то возникала с ещё большей силой. Примечательно, что в шестидесятых годах население СССР настолько удалось приучить к этому аксессуару, что даже на дорожном знаке “Осторожно переход!”, нарисованном в 1965 году, пешеход был изображён в шляпе. До этого он был в кепке. Окончание “шляпного” периода символизировал тот же знак – в 1978 году пешеход остался без головного убора.

А что же сейчас? Сегодня головные уборы снова в моде. Кепки, панамы, косынки и, конечно же, шляпки. Фантазии модельеров пляшут вокруг тульи и полей. Чем их только не отделывают: перья, ленты, цветы. Просто глаза разбегаются! Соломенные, фетровые, вязаные модели – есть из чего выбрать.

(Приложение 5)

2. Повторение основных способов вязания крючком и условных обозначений. Таблица (Приложение 1)

3. Знакомство с технологией изготовления игольницы “Шляпка”.

Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности.

Вязание игольницы (приложение 2).

Игольница состоит из 2 деталей – шляпки и корзиночки. Шляпка используется для иголок и булавок, а корзиночка для катушек.

Вязание верхней части шляпки (тульи):

начало работы – колечко из 4-х воздушных петель.

1 ряд: 8 столбиков без накида в обхват за колечко. Ряды не смыкать, а вязать по спирали без петель подъема.

2 ряд: 16 ст. б/н, в каждый столбик по 2 столбика б/н.

3 ряд: 24 ст. б/н, прибавка в каждом 2-м столбике.

4 ряд: вязать без прибавок.

5 ряд: прибавка в каждом 3-м столбике.

6 ряд: вязать без прибавок.

7 ряд: прибавка в каждом 4-м столбике. 4

Если диаметр круга достиг 6-7 см, то далее вязать без прибавок 5-6 рядов, чтобы работа закруглилась. Когда тулья шляпки связана, перейти к вязанию полей.

Вязание полей шляпки.

Поля выполняются столбиком с накидом. Каждый ряд начинать с 3 воздушных петель для подъёма и завершать полустолбиком.

1 ряд: 4 воздушных п. столбик с накидом, 1 в.п. и т.д.

2 ряд: провязать столбик с накидом над столбиком с накидом и над воздушной петлёй предыдущего ряда.

Края полей шляпки обвязать “веерками”. Затем уплотнить край столбиком без накида.

Схема вязания полей шляпки

Вязание корзиночки: начать вязать с донышка столбиком без накида, начало работы – колечко из 5 в.п.

1 ряд: 10 столбиков в обхват за колечко.

2 ряд: 20 столбиков, прибавка в каждом столбике.

3 ряд: 30 столбиков, прибавка в каждом 2-м столбике.

4 ряд: вязать без прибавок.

5 ряд: перейти на основной рисунок корзиночки: 3 столбика с накидом, 2 в.п. При этом 2 столбика донышка пропустить.

6 ряд: перейти полустолбиком к 1-й цепочки из 2 в.п. и снова вязать рисунок 5-го ряда: 3 ст. с н. под 2 в.п. предыдущего р. и 2 в.п. над ст.

Такой сеточкой провязать 4 – 5 рядов. Верх и низ корзиночки украсить “веерками”.

Схема вязания основного рисунка корзиночки

Вязание роз

1. Вариант: связать цепочку из 7 воздушных петель. В каждую петлю, начиная с 4-й, провязать по 7 столбиков с накидом. Работу закруглить. Концы нити соединить. Связать 6 розочек разных цветов и разделить на 2 букетика.

2. Вариант: связать цепочку из 12 воздушных петель, замкнуть в круг полустолбиком. 4 цепочки из 4-х воздушных петель, закреплённых полустолбиками на колечке через две петли цепочки. Далее по схеме 4 лепестка розы.

Схема вязания розы.

Вязание травки: связать цепочку из 12 в.п. Замкнуть её в кольцо и провязать в обхват за кольцо 20-25 вытянутых петель.

Вязание донышка шляпки.

Донышко вяжется также как 8 рядов верхней части шляпки.

Сборка и оформление игольницы

Колечко с полученной бахромой надеть на букетик из розочек и пришить к полям шляпы.

Тулью шляпы заполнить поролоном и закрыть связанным донышком, которое пришивается к шляпе.

Корзиночка привязывается к шляпе припомощи воздушных петель.

Итог занятия.

Вопросы контроля. (Приложение 3, приложение 4)

Выставка изготовленных игольниц.

Анализ и оценка качества, эстетичности работ.