Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме.

Задачи урока:

  1. Систематизировать пройденный материал.
  2. Стимулировать работу воссоздающего воображения в процессе работы с дидактическими заданиями.
  3. Развивать мышление, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слова – основа нашей речи. Чтобы речь была понятной для слушателя, нам самим необходимо понимать значение слова, употребляемого в речи, учитывать особенности значения, которые приобретает слово при взаимодействии с другими словами. Если мы

не уверены в точности значения какого-либо слова, то нужно обратиться к толковому словарю. Так, “Словарь общеупотребительной лексики русского языка” из 17 томов содержит 120480 слов; “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля, созданный более 100 лет назад, включает около 200 тысяч слов, учитывая диалектные и областные слова; словарь современного взрослого человека составляет 10-20 тысяч слов, словарь десятилетнего школьника – около 7 тысяч слов.

Ответьте на следующие вопросы:

- Что такое лексика?

- Что такое лексикон?

- Что такое лексическое значение слова?

1 задание для учащихся:

Зная лексическое значение слова, т.е. его толкование, мы можем угадать само слово:

1) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)

2) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

3) Сосуд, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или охлаждения. (Термос)

2 задание:

Кто даст полную и точную информацию о словах: труд, смелость, Родина.

3 человека находят в словаре информацию о лексическом значении слов, после чего сравниваем.

Понятная речь – точная. Знание лексического значения поможет точно употребить слово в устной или письменной речи в соответствии с его значением.

3 задание:

Точно ли я употребила слова в следующих предложениях или есть замечания?

Исправьте ошибки, обоснуйте свой ответ.

а) Петя ушиб колено ноги.

б) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

в) Гостям вручили памятные сувениры.

г) Собрание будет в декабре месяце.

Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие только одно значение?

(Однозначные слова)

Приведите примеры однозначных слов.

Только ли однозначные слова есть в русском языке? Приведите примеры многозначных слов.

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём- либо сходные между собой. Строить предложения нужно так, чтобы было ясно, в каком значении данное слово употребляем.

Часто в произведении автор употребляет обычное слово, помещая его в непривычное языковое соседство, и тогда вырастает новый образ, происходит перенос значения.

4 задание:

Что такое прямое и переносное значение слова?

Устно выполним упражнение №1 (см. приложение) . Прочитайте стихотворение и приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.

Письменно выполним упражнения №2,№3 (см. приложение)

5 задание:

Замените главное слово в словосочетании так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, колючий ёж, стальная балка, золотые часы, бархатное платье,сладкий пирог, чёрная шаль.

6 задание:

Мир – планета Земля, отдельная часть Вселенной.

Мир – согласие, отсутствие вражды, войны, ссоры.

Пример какого языкового явления я привела? (Омонимия)

Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

Задание на доске: Замените в каждом словосочетании зависимое слово так, чтобы главное стало омонимом: гибкий лук, водопроводный кран, вкусные лисички, ржавый ключ, песчаная коса.

7 задание:

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. И как членов одной семьи при всей их непохожести друг на друга что-то объединяет, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, всё же обозначают примерно одно и то же.

Письменно выполним упражнение №4 (см. приложения).

Задание на доске:

Расставьте синонимы в порядке возрастания признака:

1 вариант: Враг: жесткий, жестокий, злой, безжалостный, лютый.

2 вариант: Поступок: бестактный, обидный, резкий, грубый, оскорбительный.

Определения не только называют признак, но и дают яркое представление о предмете.

Чтобы подтвердить данное высказывание, выполним упражнение №5 (см. приложение)

Кроме омонимов и синонимов нам известны антонимы. Дайте определение антонимам.

8 задание: Подобрать к данному слову антоним и синоним.

Грусть (тоска, радость) Жара (зной, холод)
Мрак (темнота, свет) Ложь (вымысел, правда)
Близко (рядом, далеко) Работать (трудиться, бездельничать)
Храбрец (смельчак, трус)

Итак, мы повторили все языковые явления, изученные ранее в теме “Лексика”, они помогают сделать нашу речь богатой, разнообразной, понятной для собеседника, точной.

Итоговое упражнение №6 (см. приложение) выполнить в соответствии с заданием.