Практико-ориентированное обучение информатике

Разделы: Информатика


Современное общество требует от школы подготовки всё более высококлассных специалистов во всех областях человеческой деятельности. Задачи школьного образования в связи с этим, на мой взгляд, должны корректироваться. Иногда мы, школьные учителя, перестаем задумываться, чему на самом деле учим. Например, на уроках математики мы можем бесконечно учить решать различные уравнения и неравенства, мотивируя это тем, что этого требует тематическое планирование, учебная программа; это предлагает учебник. Задачи о денежном обороте, станках и деталях, движении против течения и по течению взяты вроде бы из жизни, имеют так называемую практическую направленность, но уж слишком они абстрактны, отвлечены от жизни конкретного ученика. Перед учителем встает невероятно сложная, но, по-моему, единственно нужная задача: найти такое задание, при выполнении которого и полученные обучающимися знания становились бы очень важными и необходимыми, и приобретенные ими умения отрабатывались бы в конкретной полезной деятельности, чтобы оно к тому же интересно было бы проиллюстрировано, сопровождалось понятными - четкими, ясными - таблицами, схемами, алгоритмами. Вот тогда бы появилось желание учить, делать, доказывать, решать, то желание познания, без которого невозможен процесс обучения.

Предмет информатики в современной школе является одним их наиболее интересных и востребованных в настоящем времени и будущем школьника (по мнению самих учащихся). Но разве может быть эффект от обучения, если строить бессмысленные диаграммы и набирать безликие тексты.

Моя педагогическая идея заключается в обучении офисным программам с привлечением содержания других школьных предметов.

  • 1 этап: В начале учебного года ученик получает задание выбрать тему любого школьного курса (одного или нескольких).
  • 2 этап: Совместно с учителем-предметником готовит материалы (тексты, картинки, фотографии), проводит исследования. Работает в Интернете и посещает библиотеку.
  • 3 этап: Консультируясь с учителем информатики, обрабатывает графические элементы, сканирует и распознает тексты.
  • 4 этап: Формирует содержание работы в Microsoft Word и в распечатанном виде эту работу проверяет учитель информатики и учитель-предметник, каждый с точки зрения своего предмета.
  • 5 этап: Ученик отбирает текст и определяет структуру каждого слайда презентации. В данную работу он может включить звук или видео, при этом отрабатывает навык работы в программе по обработке звуковых и видео-файлов.
  • 6 этап: Защита презентаций происходит перед классным коллективом по мере окончания работы.
  • 7 этап: Самым лучшим предлагается выступить с проектом перед другими классами в рамках изучения той или иной темы (отрабатывается навык выступать публично).

Для выполнения задания учащиеся могут объединиться в группы. Развивается умение работать в коллективе, сочетать свои интересы с общими.

Темы для работ могут быть любыми, но иногда в них соединяется несколько учебных предметов. Так в проекте “Пятигорск” (МХК, география) раскрывается тема “Лермонтов” (литература). Проект “Мосты” связывает географию и физику. А работа “Знаковый смысл лепных украшений или путешествие от площади Свободы до железнодорожного вокзала” включает в себя краеведение и экскурсоведение, МХК, географию и ИЗО.

В результате этой ребенок имеет ряд отработанных навыков, выставленные отметки по отдельным темам информатики и какого-то другого, выбранного им, предмета. Эта работа мотивирована необходимостью изучения нового материала и необходимостью публичного выступления. К тому же, как правило, выбранная тема близка учащемуся, он “знает, о чем пишет и говорит”. О родном городе, в котором живет, или жил, или отдыхал, где испытал восторг и восхищение. Очень часто эта работа связана с будущей профессией.

Как показала практика, многие из созданных учащимися работ используются в процессе обучения. Из них формируется база информационных ресурсов школы.

Таким же образом можно организовать работу более активных учащихся по изучению темы “Базы данных”. Оформление паспорта кабинета, составление картотек библиотек, лаборантских, тематических кабинетов - отличная помощь любому учителю.