Из опыта работы методического объединения "МИФ". Неделя МИФ

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа по предмету – это важная составляющая учебно-воспитательной работы в школе. С ее помощью знания учащихся становятся глубже, расширяется их кругозор, развивается познавательный интерес: пытливость, любознательность, активность.

Единство урочной и внеурочной работы в школе – это залог успешной деятельности учителя по формированию личности.

Комплексной формой внеклассной работы является проведение ежегодной недели “МИФ” (математика, информатика, физика).

Цели проведения недели МИФ:

  • развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи;
  • формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллективизма, духа соревнования;
  • знакомство учащихся с жизнью и творчеством известных ученых.

Формы проведения внеклассных мероприятий в рамках недели МИФ мы подбираем разнообразные, с учетом возрастных особенностей учащихся и разного уровня подготовки, во многом отличающихся от уроков и других обязательных мероприятий.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими, физическими реалиями можно путем применения разнообразных игровых действий, игр с математическим и физическим содержанием.

Игра – творчество, игра – труд, игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, рассматривать, как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Игра – это вид творческой деятельности, который дает положительный результат в тесной связи с другими видами учебной работы. Поэтому все мероприятия недели связаны с игровыми ситуациями.

Подготовка к неделе “МИФ” начинается за месяц до ее проведения. Разрабатывается план, продумываются цели, ставятся задачи, определяется время проведения мероприятий. Заранее объявляются конкурсы на лучшие газеты, стихи, песни, кроссворды, головоломки, высказывания, частушки и ребусы. Например, лучшей частушкой признана частушка ученицы 6 класса:

Сколько будет дважды два?
Сидит Женя, мается.
Видно, счетная машина
В голове ломается.

Творчество наших учащихся

Математика-царица,
Ты – царица всех наук,
На все руки мастерица!
Без тебя мы, как без рук.

Кашу варим мы – считаем.
И в походе ты нужна.
Без расчета даже в космос
Не попали б никогда!

Наши древние родные,
Что сидели у козы,
Вот они для нас открыли
Арифметики азы.

Камушки слагали в кучки
И не думали, что так
Математику открыли
Для потомков на века.

Математика, учти, -
Ко всем наукам ключик.
Все двери с ней открылись,
Она везде попутчик!

***

Математика кругом –
Мысли кружат колесом,
И куда ни взглянешь,
Думаешь, решаешь.

Захожу я в магазин –
Надо мне напрячься,
Сколько денег заплатить,
Сколько сдачи получить.

Выхожу я погулять –
Математика опять.
Ведь, чтоб вовремя вернуться,
Нужно мне про время знать…

…И опять иду считать.
На катке пришлось считать,
Сколько за коньки отдать.
Сдачи мне дают. Ура!
Математика права!

За день до открытия “Недели” пишется план мероприятий. Учащиеся старших классов под руководством учителей оформляют галерею великих ученых, галерею “Летопись науки”, вывешиваются лучшие газеты прошлых лет, физические и математические газеты этого года. (рис 1)

рис 1

Открывает неделю “Его Величество Король-Интеграл”, “Ее величество Королева Теорема”, сопровождают их глашатаи. На уроках математики уделяется 5 – 10 минут для сообщений на исторические темы.

В течение недели перед уроками вместо дежурных работает математическая таможня. (рис 2) Пропуском на урок служит правильный ответ на занимательный вопрос или задачу. На переменах работают коробейники, “продающие” интересные вопросы – загадки на физико – математические темы. (рис 3)

рис 2

рис 3

План проведения недели

Дни Мероприятия Особенности
Понедель-

ник

Линейка – торжественное открытие недели МИФ

Игра “Следы” для учащихся 5-6 классов (рис 4)

Конкурс по информатике “Я это делаю так…”

Линейку открывают “Король - Интеграл” и “Ее Величество Королева Теорема”.

Сколько запутанных следов в коридорах и кабинетах школы, и везде надо думать, считать, решать. Но зато как это увлекательно!

В этот день кабинет информатики стал выставочным залом презентаций на тему “Скажи наркотикам нет!”, а жюри – все желающие.

вторник Устный журнал “Числовые суеверия”

Музей “Подобия” (рис 5)

КВН по физике

Игра “Что? Где? Когда?”

Занимательно о каждой цифредля 5-6 классов.

Путешествие по предметным залам. С замиранием сердца слушают экскурсовода ученики начальной школы, переходя из “зала в зал” в музее подобия. При этом слушают активно, делая свои выводы и высказывая мудрые мысли.

10 кл

Соревнование для учащихся 7-8 классов

среда Физика для малышей (рис 7)

“Совет мудрецов” по теме “Прогрессии” (рис 9, 10)

Интеллектуальный марафон

Для 1-2, 3-4 классов

Театрализованное представление для 9 классов. Большой популярностью пользуется оно среди учащихся. Уже достаточно взрослые ребята увлеченно играют свои роли.

Соревнуются учащихся 10 и 11 классов. Хоть и серьезное название, но как увлекательно проверить себя в знаниях по истории математики и физики и в решении интересных задач.

четверг Викторина

Устный журнал “Эта вездесущая симметрия”

“Игры своими руками”

“Город Цифроград” (рис 13)

Для учащихся начальных классов

Для учащихся 6-8 классов

Мастер-класс в кабинете информатики по созданию компьютерных игр.

Учащиеся 9 класса готовят игру-конкурс для учеников начальной школы

пятница “Математическое ралли” (рис 14, 15)

Математические чтения: “Пифагор и его теорема”

“Ох, уж эта математика!” (рис 16)

Для учащихся 7 классов. Математическое ралли не оставляет равнодушными ни ребят, ни строгое жюри.

Театрализованное представление для учащихся 8-9 классов

Математическая игра между школами для 5 классов. Весело и увлекательно прошло соревнование между пятыми классами двух школ (122 и 83) на тему “Ох, уж эта математика!”. На конкурс команды представили даже своих цариц математики.

суббота Выставка сайтов

Подведение итогов, награждение победителей

“Хочу вам рассказать”. Под таким девизом прошла выставка сайтов учащихся школы. О себе, своих интересах, друзьях, интересных фактах…

Подробнее о самом интересном

Физика для малышей

В этом году учащиеся 8-х классов приготовили проект для учащихся первых классов по теме “Земля – наш космический дом”. Рассказ, сопровождаемый просмотром слайд - программы, демонстрация опытов способствовали возникновению у малышей чувства зачарованности, любопытства. У них возникло желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путем получения новой информации. И это здорово, потому что мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий к творчеству.

Первый ученик демонстрирует строение солнечной системы и убеждает, что наша планета Земля – гигантский космический корабль – совершает стремительный полет в мировом пространстве, а люди со дня рождения становятся космическими путешественниками, движущимися со скоростью 30 км/с вокруг Солнца. На экране Земля – огромное шарообразное тело, третья по счету планета от Солнца.

Второй ученик рассказывает об атмосфере, простирающейся на высоту до 1000 км и постепенно переходящей в безвоздушное космическое пространство. В ее состав входит около 21 % кислорода, жизненно необходимого для человека и животных. В атмосфере Земли имеется слой озона, также играющий чрезвычайно важную роль для всего живого, т. к. он задерживает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца.

Атмосфера – это и своеобразное воздушное одеяло, удерживающее значительную часть теплового излучения Земли и не дающее ему уходить в космическое пространство.

Третий ученик демонстрирует опыты, объясняемые существованием атмосферного давления.

  1. Стакан с водой накрывается бумагой и переворачивается, вода не выливается.
  2. Сваренное и очищенное яйцо втягивается в бутылку из-под молока, предварительно в нее бросается зажженный фитиль. Затем задается вопрос, возможен ли этот опыт на Луне?

Демонстрируется электрический разряд с помощью электрофорной машины. Ребята вздрагивают, искрятся их глаза. Продолжается рассказ: сперва человек был слаб и целиком зависим от прихотей и капризов природы. Он не мог противостоять грозным стихиям, но шло время, человек набирался опыта, он научился добывать огонь – демонстрируется способ добычи. Далее – пролетели века – люди сделались сильными и могучими, они возвели огромные города, построили разнообразные машины и механизмы, начали штурмовать космос. Подчеркивается, что для этого надо много учиться, знать русский язык, читать, писать, считать. (рис 6, 8)

рис 6

рис 8

“Эта вездесущая симметрия”

В течение нескольких лет собирается материал для устного журнала “Эта вездесущая симметрия”. Основой для создания журнала послужила книга Л.В. Тарасова “Симметрия в окружающем мире”, работы Г.Г. Дядченко по “Закономерностям окружающего мира”. А затем было творчество: описание результатов опытов с зеркалами, создание своих задач, орнаментов, стихов и т.д. В альбоме представлены практически все виды геометрической симметрии, сборник задач, созданных учащимися на тему “Симметрия”, примеры бордюров и орнаментов, описание результатов опытов с зеркалами, проявлений симметрии в мире растений и животных, в кристаллических структурах, материал о симметрии человеческого тела, симметрии фракталов, о нарушениях симметрии в природе. Ежегодно учащиеся выступают с обзором проделанной работы по теме “Геометрическая симметрия”. В прошлом году они рассказали о своих исследованиях симметрии растений, о влиянии нарушений поворотной симметрии 5-го порядка цветков на жизнедеятельность растения. В этом – о симметрии фракталов. (рис 11, 12)

рис 11

рис 12

Мастер-класс по созданию компьютерных игр “Как это делаю я”

Компьютерными играми увлечены, пожалуй, все. Во всяком случае – пятиклассники. А вот создавать свои может далеко не каждый. Такую работу в этом учебном году начали пятиклассники с помощью программы Game Maker. Среди них появились специалисты, которые не только сами вышли довольно на высокий уровень в создании игр, но и организовали обучение по овладению программой Game Maker для учеников других классов. Интересное дело захватило многих, и к началу недели МИФ накопился материал, с которым ребятам захотелось поделиться не только на занятиях кружка. Кроме теории и ответов на вопросы они продемонстрировали лучшие игры, созданные за полгода работы.

Таким образом, в неделях МИФ увлеченно принимают участие и дети, и взрослые. Ребята с нетерпением ждут этих недель. Мы используем все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, осознавали возможности математики, физики, информатики в совершенствовании интеллекта, в преодолении трудностей. Учителя стараются каждый раз внести в программу недели что-то новое, еще более интересное. Принимают активное участие в разработке программ и учащиеся, внося свои предложения, придумывая новые конкурсы. Так, например, родился конкурс “Город - Цифроград”. Это и своеобразный обмен опытом, которым учителя методического объединения делятся не только друг с другом, но и с учителями района. Недели МИФ сплачивают в достижении единой цели учителей и учащихся, раскрывая новые грани талантов, помогая лучше понять друг друга, создавая тем самым дружный, творческий коллектив.