Изучение темы "Ручные стежки" в 5-м классе, а также в классах коррекции. Изготовление сувениров с применением ручных стежков

Разделы: Технология


Задача формирования творческой личности, – одна из основных задач, стоящих перед системой образования современного общества.

Творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость.

Предложенные упражнения направлены на развитие творческого мышления, совершенствование имеющихся навыков, расширение знаний об использовании и художественной обработке современных материалов, развитие способности выполнения коллективных проектов.

Материал, изложенный в статье, предлагает в увлекательной форме изучить с учащимися 5-х, а также коррекционных классов ручные стежки, которые в обычном исполнении вызывают у учащихся определённые трудности, так как являются первой ручной работой. Выполняя сувениры, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, особенно важную для детей классов коррекции.

Предлагаемый материал направлен на освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами с применением разных инструментов, приспособлений и на развитие собственных возможностей и способностей в условиях свободного творчества учащихся, то есть развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Также материал направлен на художественно-практическую деятельность, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Материал можно изучать согласно собственному календарно – тематическому планированию, а можно несколько уроков второй четверти или второго триместра посвятить подготовке к новогодним праздникам.

Времени, отведённого на изучение группы ручных стежков достаточно для того,чтобы смастерить подарки и сувениры для родных и близких, украшения и подвески для оформления интерьера, необычные игрушки на елку.

Основываясь на ранее приобретенных знаниях и навыках, учащиеся попробуют создать поделки, в основе которых лежит принцип "от художественного образа к материалу": образы животных в аппликациях, в подвесках и елочных украшениях и многое другое, что доставит удовольствие и детям, и взрослым.

Цели работы:

  • Научить учащихся создавать плоскостные, объемные, мягкие игрушки-сувениры.
  • Закрепить приобретенные учащимися навыки и приемы выполнения ручных стежков.
  • Развивать умение конструировать образы из готовых элементов.
  • Прививать учащимся любовь к красоте, созданной руками человека.
  • Формировать у учащихся художественный вкус, фантазию, творческое воображение в создании игрушки.
  • Воспитывать бережное отношение к труду.
  • Воспитывать аккуратность при работе.
  • Формировать способность выстраивать последовательность технологической цепочки от материала к образу.

Материалы и оборудование:

  • Образцы ручных швов.
  • Образцы готовых сувениров.
  • Лоскуты хлопчатобумажных и суконных тканей.
  • Швейные нитки.
  • Нитки мулине.
  • Игла.
  • Ножницы.
  • Синтетическая вата или лоскуты синтепона.
  • Лоскуты флизелина.
  • Бусины, пайетки, золотая или серебряная тесьма (шнурок), полоски лыка, деревянные и перламутровые пуговицы.

План работы:

Занятие № 1.

1. Теоретические сведения о ручных стежках. 2. Практическая работа: Выполнение образцов ручных швов.

Занятие № 2.

1. Беседа об истории сувенира и его назначении.

2. Практическая работа: Изготовление сувениров с использованием ручных стежков.

ЗАНЯТИЕ № 1

1.1. Теоретические сведения о ручных стежках.

Шов “вперёд иголку” - это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево. Их длина 2-10 мм. Более длинными их не делают, так как случайно зацепленный стежок может испортить работу. Другое название этого шва – смёточный. Он получил своё название от смётывания двух слоёв ткани . Смёточный шов выполняется с интервалом , равным или почти равным длине стежков. Приложение № 1.

ПРИМЕНЕНИЕ: Смёточный шов может образовать мягкую контурную линию рисунка, он может заполнить цветные участки.

НИТКИ И ТКАНИ: Нитки определяют внешний вид работы, так как простота смёточного стежка подчёркивает цвет и текстуру материалов. Смёточный стежок может выполняться как на счётной, так и на гладкой ткани.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Смёточный стежок выполняется справа налево.

2. При выполнении смёточного стежка главное внимание должно быть обращено на размер стежков и интервалов, потому что ряды стежков создаются неоднократным прокалыванием ткани.

3. Ряды стежков должны быть прямыми. Стежки необходимо выполнять ровно.

4. Выполнять только два или три стежка за один приём, чтобы не перекосить ткань и не спутать нитки.

ВАРИАНТЫ:

Штопальный стежок был очень моден в XVIII веке, когда с его помощью обрабатывали края и швы одежды. В музеях всего мира существует много прекрасных примеров, демонстрирующих как заполнение этим швом отдельных участков рисунка, так и ажурную обработку краёв.

Образец штопального стежка представляет собой композицию стежков, выполненных горизонтальными рядами, создающих геометрические узоры. Это достигается изменением направления отдельных стежков от ряда к ряду. Узор штопального стежка подходит для заполнения фона больших участков, при этом для более детальной обработки меняется длина стежков. Приложение 2.

Петельный шов – это ряд вертикальных петлеобразных стежков, проложенных слева направо. Укладывают стежки по-разному: плотно или с промежутками , по одному или группами , с наклоном или под прямым углом к контурной линии узора. Петельные стежки лангетного шва размещаются очень плотно друг к другу, образую тугую “тесёмочку”. Приложение 3.

ПРИМЕНЕНИЕ: Петельный лангетный шов на практике широко используется для декора-тивных целей. Петельный шов при обработке срезов образует аккуратную и ровную линию. Лангетный шов прекрасно подходит для обработки изделия подгибкой и закрепляет срезы от осыпания. Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации. Петельные стежки также применяются для заполнения цветных участков. Использование петельных стежков придаёт вышивке глубину и текстуру.

НИТКИ И ТКАНИ: Для выполнения работы петельным швом можно использовать любые нитки и любую ткань. Однако, следует подбирать гармоничные сочетания ниток и ткани.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

Чтобы выполнить красивый петельный стежок, всегда следует укладывать верхние концы стежков на одном уровне.

Перед началом работы на ткани можно вычертить контрольные линии.

Интервал между стежками и длина стежков должны оставаться одинаковыми на протяжении всего мотива.

1.2. Практическая работа: Выполнение образцов ручных швов.

Образцы ручных швов находятся в Приложении 4.

ЗАНЯТИЕ № 2

1.1. Беседа об истории сувенира и его назначении.

Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение. Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно, глиняные, деревянные, расписные и резные игрушки, к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани и ниток. Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.

Французское слово "сувенир" означает "подарок на память", пришло в русский язык в Петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который, прежде всего, напоминал о человеке, сделавшем его.

История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.

Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет – в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.

1.2. Практическая работа: Изготовление сувениров с применением ручных стежков.

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильную работу. И оформит игрушку, применив творчество и фантазию.

Практическая работа № 1: Изготовление подвесок для ёлки из сукна (фетра) с использованием смёточного шва (шва “вперёд иголку”). Приложение 5.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Каждый мотив по внешнему и внутреннему контурам перевести на сукно (фетр) разных цветов и вырезать (одну из деталей для большей декоративности можно вырезать ножницами “зигзаг”).

Меньшую деталь мотива украсить по желанию бисером, вышивкой, пайетками и т.д.

Украшенную меньшую деталь мотива наложить на большую и, проложив между ними слой синтетической ваты или синтепона, соединить по контуру смёточными стежками нитками мулине в 4 сложения, прихватывая у верхушки сувенира тесьму для подвешивания.

Выкройки деталей сувениров находятся в Приложении 6.

Образцы выполненных сувениров находятся в Приложении 7.

Практическая работа № 2: Изготовление подвесок для ёлки из хлопчатобумажной и других тканей с использованием петельного шва. Приложение 8

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

Мотивы перевести на кальку и вырезать (крыло и клюв уточки перевести и вырезать отдельно).

На изнаночную сторону лоскутов приутюжить флизелин, чтобы срезы деталей в дальнейшем не осыпались.

Сердечко. Обе детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать по контуру и обшить петельным швом в 3-4 нити мулине, оставив небольшой открытый участок для набивки. Сердечко набить ватой, открытый участок зашить петельными стежками. Из полосок лыка или тесьмы сделать бантик и петлю для подвески. Бант и петлю пришить к сердечку несколькими стежками.

Медвежонок. Медвежонка сшить так же, как и сердечко. Маленькие перламутровые пуговицы пришить к животу, кручёной ниткой или тесьмой обвязать шею медвежонка, завязать бант. Несколько полосок лыка или тесьмы протянуть через голову между ушами, концы связать бантом.

Уточка. Крыло и клюв приметать к одной из деталей (см.Приложение 8). Крыло пришить красными нитками мулине в 3-4 сложения , глаз вышить двусторонней гладью или пришить пуговицу. Уточку сшить как сердечко, прихватив клюв и набить ватой. Пуговицы пришить на месте лапок. Широкую полоску лыка или тесьмы обвязать вокруг шеи и завязать бант, из другой полоски сделать петлю для подвески, протянув её через спину и связав концы бантом.

Выкройки деталей сувениров находятся в Приложении 9.

Образцы выполненных сувениров находятся в Приложении 10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оригинальное украшение для ёлки – неплохой сувенир в подарок к Новому году, кроме того на этих довольно несложных образцах учащиеся 5-го класса с удовольствием и незаметно для себя успешно отработают навык работы смёточным и петельным швом.

Приобретённые навыки и умения помогут учащимся в дальнейшем в разделах: “Ручная вышивка” и “Мягкая игрушка”.

Поработав с образцами, предложенными учителем, ученицы могут сами разработать эскизы новых сувениров, описать технологию их изготовления и защитить творческоий проект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. “Искусство вышивки” автор: Мелинда Косс Москва, “Внешсигма”, 1997.
  2. “Вышивка.Первые шаги” авторы: М.Максимова, М.Кузьмина Москва, “ЭКСМО”, 1997.
  3. “BURDA”, периодическое издание №12, 1996 год.
  4. “BURDA”, периодическое издание №12, 2001 год.