Разработка урока по информатике "Циклы и исполнители алгоритмов" (2 часа)

Разделы: Информатика


Цели:

  • Изучение понятия “циклы”, правил оформления алгоритмов с циклами;
  • формирование навыков составления алгоритмов с циклами;
  • закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями, самостоятельной работы и работы в группе;

Задачи:

  • учебная – формирование практических навыков разработки алгоритмов с циклами;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно- познавательной компетенции;
  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение: текстовый редактор MS-Word, презентации PowerPoint.(Приложение1.ppt).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

2. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Алгоритмы, которые мы рассматривали ранее, обладают одним общим свойством: при их выполнении действия совершаются только один раз или вообще не выполняются. Но очень часто встречаются структуры, в которых требуется выполнить одно и тоже действие несколько раз.

Задача. Составьте алгоритм покраски забора.

Алгоритм:

Взять краску.
Подойти к забору.
Обмакнуть кисть в краску.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Обмакнуть кисть в краску.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.

1. Как будет выглядеть алгоритм, если забор состоит из 10, 20, 1000 досок?

2. Какие действия повторяются?

3. До каких пор мы будем выполнять эти действия?

Сегодня на уроке мы рассмотрим, каким образом оформляются алгоритмы с повторяющимися действиями, как они называются?

Каким образом мы будем записывать подобные алгоритмы.

3. Объяснение нового материала.

Алгоритм:

Взять краску.
Подойти к забору.
Пока забот не закончится, повторять:
Обмакнуть кисть в краску.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.

Отойти от забора.

Т.к. последнее действие не повторяется, то оно является безусловным. Алгоритмы данного вида называются циклическими. Для того чтобы указать, где заканчивается блок повторяющихся действий, необходимо добавить команду конец цикла.

Алгоритм:

Взять краску.
Подойти к забору.
Пока забот не закончится, повторять:
Обмакнуть кисть в краску.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Конец цикла.
Отойти от забора.

Это самая распространенная алгоритмическая структура.

Цикл (повтор)- это такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз(или ни разу)до тех пор, пока выполняется некоторое условие.

4. Закрепление.

Задача1. Составьте алгоритм перевода текста с английского языка на русский.

Решение:

Пока текст не закончится, повторить:

Прочитать предложение.

Перевести предложение.

Записать перевод.

Конец цикла.

Задача2. Для утоления чувства голода был предложен алгоритм:

Алгоритм:

Пока не исчезнет чувство голода, повторять:
Купить пирожок.
Конец цикла.
Съесть пирожок.

Съест ли ученик пирожок? Как исправить алгоритм?

Решение:

Алгоритм:

Пока не исчезнет чувство голода, повторять:

Купить пирожок.
Съесть пирожок.
Конец цикла.

5. Итог урока.

5. Какие вопросы были поставлены перед нами?

6. Что называется “циклом”?

Урок 2

Приложение 2

Приложение 3