Урок чтения в 3-м классе по теме "Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия, для раскрытия смысла художественного произведения;
  • расширить представления об особенностях жанра, познакомить учащихся с биографией писателя;
  • создать условия для развития художественно- образного мышления, воображения;
  • отработать навык выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения;
  • воспитывать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам героев.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Формирование психологического настроя на предстоящий урок.
  2. Работа с портретом автора. Знакомство с биографией И. А. Крылова.
  3. Планирование У. Д.
  4. Первичное чтение басни наизусть с использованием компьютера.
  5. Выявление первичного восприятия.
  6. Артикуляционная гимнастика.
  7. Вторичное чтение басни.
  8. Проверка вторичного восприятия. Анализ басни. Работа в парах. Словарная работа.
  9. Гимнастика для глаз.
  10. Подготовка текста к выразительному чтению.
  11. Подробное чтение. Инсценирование басни. Оценивание.
  12. Итог урока.

 

Этапы урока Поставленные задачи Действия педагога Действия учащихся Ожидаемый результат
1.Психологический настрой учащихся на предстоящий урок. Создать доброжелательную атмосферу. Организовать внимание школьников Ребята, здравствуйте! Посмотрите всё ли у вас готово к уроку.

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю в ваши лица и вижу, что в классе стало светлее! Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта это солнце, которое согревает душу человека.

А сейчас, ребята закройте глазки, слушайте и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

 

 

 


Дети сидят с закрытыми глазами. Слушают учителя и повторяют хором.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Психологический эмоциональный настрой.
2.Работа с портретом И. А. Крылова. Знакомство с биографией автора.

(слайд № 1.)

-Вспомнить жанр, над которым работал И. А. Крылов, ранее изученные произведения Крылова;

-познакомиться с автобиографией автора.

Посмотрите на доску. Портрет, какого автора вы видите?

Над каким жанром литературы работал И. А. Крылов?

Изучали ли вы ранее произведения этого автора?

 


Что бы вы хотели о нём узнать?

 

 

 

На портрете мы видим старого и серьезного дедушку Крылова. А ведь и он, Иван Андреевич Крылов, проживший долгую жизнь, с 1769 по 1844 год, был когда-то мальчиком. Родился он в Твери, в семье небогатого армейского офицера. В 9 лет лишился отца. Семья бедствовала. Еще совсем мальчиком Ваня начал работать в канцелярии. Потом перебрался в Петербург, стал мелким чиновником Казённой палаты. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки; написал комедии “Урок дочкам”, “Кофейница”… Но настоящим призванием Крылова стали басни. В его баснях мы слышим голос человека, вставшего на защиту угнетённых тружеников, ведь в России времен Крылова существовало крепостное право. Басни “дедушки Крылова” мы знаем и читаем без всяких затруднений. А ведь они написаны более 100 лет назад! Но каким понятным, гибким, живым языком! Они так легко запоминаются, заучиваются наизусть, а многие фразы из этих басен вошли в поговорку, и, когда люди не могут сговориться в общем деле, мы повторяем: “А воз и ныне там!”. И если кто-нибудь зазнается, обращает внимание только на чужие недостатки, не замечая своих, ну как не сказать ему: “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя … оборотиться!”

Вот они какие, басни Ивана Андреевича Крылова!

Мы видим портрет баснописца И. А. Крылова.

Во втором классе мы знакомились с его баснями: “Лебедь, щука и рак”,Чиж и голубь”, “Стрекоза и муравей”

Хотелось бы узнать, когда и где родился Крылов?

Как прошло его детство?

В каком возрасте начал писать басни?

Знакомство с биографией И. А. Крылова. Подготовка к изучению басни “Ворона и лисица”
3.Планирование У.Д. -Спланировать У. Д.;

-выяснить, что значит читать выразительно, что для этого надо.

Сегодня на уроке мы должны научиться, выразительно читать басню “Ворона и Лисица”

Ребята, что значит читать выразительно?

 


Что надо сделать для этого?

 

А что нужно, чтобы понять содержание?

 


Надо понять содержание басни, её идею, определить особенности поведения героев, интонацию.

Надо расставить паузы и логические ударения во фразах.

Чтобы понять содержание басни, её нужно прочитать и поговорить о чем она, о героях басни.

Спланировать У. Д.

Нацелить на внимательное прослушивание.

4.Первичное чтение басни наизусть учителем с использованием компьютера (Слайд №2, №3, №4, №5, №6). -Создать яркое незабываемое впечатление у детей; Послушайте басню и расскажите о том, какая история приключилась с Вороной, посмотрите слайды. Дети смотрят слайды и слушают басню. Познакомить с историей, которая произошла с героями басни
5.Выявление первичного восприятия. -Выявить первичное восприятие произведения детьми. Вам понравилась басня?

Какие чувства она вызвала у вас?

 

Какая история произошла с Вороной?

Басня очень понравилась.

Поразила хитрость и беспринципность Лисы, и наивность Вороны.

Мне стало жаль ворону, ведь Лисица её обманула.

Выявить первичное восприятие басни детьми.
6.Артикуляционная гимнастика. -Отработать дикцию;

-выполнить упражнения направленные на развитие четкости произношения при чтении.

Перед тем как начать читать басню я предлагаю провести артикуляционную гимнастику.

Вместе со мной на одном дыхании произнесите гласные звуки АОУЫИЭ.

А теперь, четко медленно и тихо вместе со мной произнесите скороговорку:

Ехал грека через реку.
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку греку цап.

И еще раз только быстро и громко.

Дети проговаривают скороговорку. Улучшение качества чтения.
7.Вторичное чтение басни детьми.

8.Проверка вторичного восприятия (анализ прочитанного)

 

 

 

 

 

 

 

Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работа в парах.

-Перечитать басню.


-Проанализировать басню с точки зрения сюжета, языка, образов.

 

 

 

 

 

 

 


Совершенствовать навык работы с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выяснить значение непонятных слов;

-расширить словарный запас учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Развивать коммуникабельность, умение поделиться своим мнением и умение выслушать товарища.

 


Почему Лиса принялась расхваливать Ворону?


Как сыр попал к Вороне?

Найдите и прочитайте из текста.


Что значит выражение “Бог послал?”.

Хотите узнать, почему Крылов выбрал именно сыр?

В прошлые времена сыр был редкостью и считался “заморским лакомством”

Как вы думаете, почему и о чем Ворона призадумалась?

 

С какого момента начинают развиваться действия?

Случайно ли появилась Лиса? Подтвердите ответ словами из текста.

Проследите по тексту, как действует на Лису сыр.

 

 

 

 


Каким метким словом Крылов назвал Лисицу?

Для чего он употребил это слово?

Прочитайте, как Лисица льстила Вороне и найдите в тексте как Лиса обращалась к ней. Что говорила, о её красоте?

Какой Лиса изображает Ворону?

Для чего она это делает?

Какая ворона в действительности?

Как действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?

Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

Замените слова и выражения, записанные на доске словами автора.

Запах сыра.

Понравился

Хитрит, лукавит.

Смотрит пристально, не отводя глаз.

Осторожно тихо подкралась.

Утратила способ здраво мыслить.

Каркнула очень громко.

Исчезла, скрылась.

Посмотрите на доску. Здесь записаны слова, которые обозначают одно и то же действие: (взобраться на что-нибудь).

Прочитайте их про себя, скажите какая разница между ними?

(Взлететь, вспорхнуть, взгромоздиться)

Какое слово выбрал автор в басне?

Почему он выбрал именно это слово?

 

 

А теперь, ребята, повернитесь лицом друг к другу и пошепчитесь, обменяйтесь мнениями. Задание такое: Подберите близкие по смыслу слова к слову “Лиса” при обозначении им человека.

Отвечать будет один человек от пары.

Молодцы, а теперь подберите близкие по смыслу слова к слову Ворона. Когда так говорят по отношению к человеку?

Поделитесь своим мнением в парах.

Какие строки из басни стали крылатыми?

 


Где находится мораль в басне?


Прочитайте и скажите, как вы понимаете последнюю строчку в басне.

Дети читают басню.


У Вороны был сыр, который Лиса хотела получить.

Сыр попал случайно.

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру”.

Вороне повезло, она его нашла.

 

 

Ворона призадумалась, наверное, о том, почему вдруг ей так повезло.

С момента появления Лисы.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

(Вначале она чувствует сыр) “Вдруг сырный дух Лису остановил”.

(После она видит сыр). “Лисица видит сыр”. (В итоге, сыр полностью завладел всеми мыслями Лисицы). “Лисицу сыр пленил”.

Плутовка.

Чтобы ярче охарактеризовать характер Лисы.


Выборочно читают и отвечают на заданные вопросы.

 

 

 

 

(сырный дух).

(пленил).

(вертит хвостом).

(глаз не сводит).

(на цыпочках подходит).

(вскружилась голова)

(во всё воронье горло)

(была такова)

 

 

 


(взгромоздиться)

Т.к. ворона тяжелая, некрасивая, взъерошенная птица. Она тяжело уселась-взгромоздилась.


Называют Лисой человека хитрого, льстеца, подхалима, угодника.

 


Простофилю, растяпу, простака - называют Вороной.

Спой, светик, не стыдись.

От радости в зобу дыханье сперло.

Мораль находится в начале басни.

Сыр выпал- с ним была плутовка такова. Т.е. Лиса добилась, чего хотела. Обманула Ворону, схватила сыр и убежала, забыв про комплименты.

Совершенствование навыка чтения басни детьми.

 

Отработка навыков работы с текстом.

9.Гимнастика для глаз. -Чередовать ближнее и дальнее зрение с целью снятия напряжения с глазных мышц. Ребята, наши глазки хорошо потрудились и устали. Сейчас мы с вами проведём гимнастику для глаз и они отдохнут.

Поднимите глазки на потолок и найдите там Зайчика, Пятачка. Крепко зажмурьте глазки, затем широко откройте и поморгайте.

А теперь давайте повращаем глазками по часовой стрелке, в этом я вам помогу. Внимательно следите глазками за указкой лучиком.

Выполняют гимнастику для глаз. Снятие напряжения с глазных мышц.
10. Подготовка текста к выразительному чтению. -Подготовить текст к выразительному чтению. Как вы думаете, готовы ли мы читать выразительно?

Что мы ещё не сделали?

Давайте подготовим текст. Что нам надо для этого сделать?

 


С какой интонацией будем читать мораль?

 

Какой должен быть темп при чтении морали?


Где мы должны делать паузы?

 

 

Что нужно сделать, чтобы выделить при чтении мораль из басни?


А теперь, давайте, разделим басню на части. Как можно это сделать?

Мы не подготовили текст.

 

Надо расставить паузы, логические ударения, определить интонацию и темп чтения.

Мораль будем читать с назидательной, поучительной интонацией.

Темп средний, неторопливый.

При перечислении и в конце строк - короткая пауза, запятая - тоже короткая пауза. На точках - пауза длинная.

Нужно сделать паузу подлиннее.

Можно разделить на три части.

1 часть о том, как Ворона нашла сыр.

2 часть о том, как Лиса льстила Вороне.

3 часть о том, как Ворона обманулась.

Подготовка текста для повышения качества чтения.
Работа в парах. -Дать возможность поделиться своим мнением каждому ученику;

-развивать устную речь учащихся.

Попробуйте в парах составить партитуру текста и поставить логические ударения.

Почему именно на эти слова падает логическое ударение? Прочитайте.


С какой интонацией будем читать 1 часть?

 

Какой темп нужно выбрать?

Для чего?

С какой интонацией будем читать 2 часть?

 

 

Какой темп нужно выбрать? Для чего?

 


С какой интонацией будем читать 3 часть.

 

Какой темп нужно выбрать?

 


Потому, что их нужно выделить по смыслу т. к. это наиболее важные слова.

С интонацией повествования, т. к. это начало.

Темп замедленный, чтобы показать неуклюжество Вороны.

2 часть будем читать с побудительной интонацией. Лисица побуждает Ворону к действию: “Спой светик не стыдись”

Темп замедленный, чтобы показать, как Лиса льстила Вороне и подлизывалась к ней.

3 часть будем читать с повествовательной интонацией.

Темп при чтении используем быстрый. Лисица сделала свое дело и была такова.

 
11.Подробное чтение. Инсценирование басни подготовленными учащимися. Оценивание. -Подробно, выразительно прочитать басню;

-развивать творческие способности учащихся;

-учить оценивать чтение одноклассников;

-учить видеть недочёты в чтении.

Кто желает прочитать басню выразительно?

А теперь проинсценируем басню.

Ребята, все внимательно послушайте и затем скажите, что было хорошо в чтении, а что не получилось?

Как можно исправить недочеты?

Кто попробует?

 

 

Один учащийся читает, а все внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие умения анализировать чтение учащихся

12.Итог урока.

 


13.Домашнее задание.

-Подвести итог проделанной работе. Как вы думаете, решили ли мы учебную задачу? Почему вы так думаете?

 

Дома выучите эту басню наизусть.

Да, мы решили учебную задачу, поставленную в начале урока, научились выразительно читать басню. Подведение итога урока детьми.