Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова перед согласными"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова,
  • расширить словарный запас,
  • развивать познавательную активность;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

Учитель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну грамматику. Все вы знаете, что освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Выходят 3 ученика и читают стихи.

1. Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.

2. Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.

3. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник « Русский язык» и орфографический словарь.

Незнайка: 

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

Учитель: Ребята, будем путешествовать с Незнайкой? А Незнайка посмотрит, как вы будете дружно и активно работать. Сейчас мы разделимся на две команды. Наша остановка в «Словарии». Из расставленных на доске слов выберите слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и напишите их в столбики на темы «Школа» и «Люди».

1 команда –  Школа»,
2 команда – «Люди».

Слова:  дежурный, карандаш, класс, народ,  рабочий, рассказ, ребята, солдат, космонавт, ученик.

– А сейчас проверим. От каждой команды отвечает желающий.
– Ребята, что особенного заметили?
– Молодцы! Справились хорошо с этим заданием.

Незнайка:

Дорогие мои победители!
А в зоопарк не хотите ли?

Учитель: Будьте очень внимательны. Я буду называть слова, а вы поднимайте ваши      сигнальные карточки с парными согласными. Итак, вы готовы?

Вот царь зверей могучий ле…(в,ф),
А тут жира… (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый е…(ж, ш). Чем не хорош?
Ено…( д,т) – красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры…ь (з,с).
Плывет могучий бегемо… (т, д),
Медве…ь ( д,.т) над нерпою ревет.
И белый голу…ь ( б,п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

– Молодцы. Справились с этим заданием.

Незнайка: А теперь представьте себе, что вы попали на кухню. Ух, сколько  здесь разных предметов!

Учитель:   Я показываю  вам  предмет,  а вы называете слово вместе с проверочным:  чашка,  ложка, лопатка, сковородка,  крышка, мясорубка, нож.

Незнайка:

Назвали предметы все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку.

Физкультминутка:

Мелкие шажки – 1, 2, 3.,
Легкие прыжки – 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3.
Мягкая посадка – 1, 2, 3.

– Молодцы. Ребята, назовите из стихотворения слова с парными согласными.

Незнайка:

Внимание! Внимание!
Начинаем соревнование!

Учитель: Ребята, перед вами картина

Рассмотрите ее внимательно и назовите не меньше 10 слов с парными согласными. Подберите к ним проверочные слова (коллективно).

Учитель: А сейчас Незнайка вручит вам приглашения каждой команде свое (записаны на половинке  ватмана).

– Вставьте пропущенные буквы. Устно назовите проверочное слово. Чья команда справится быстрее?

1                                                      2
Промока_ка                                   тетра_ка
Ле_кий                                           мя_кий
Рома_ка                                          доро_ка
Гла_кий                                          ре_кий
Бере_ки                                          ду_ки
Кни_ка                                           обло_ка
Пиро_ки                                         фла_ки
Голу_цы                                         хле_цы

– Хорошо. Молодцы.

Входит Буратино.

Учитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Буратино: Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

Ждут меня, зовут,
А приду –  все прочь бегут. (Дождь)

Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а  шляпа большая. (Гриб)

Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Ёж)

Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь,
Что же это? Это … (нож)

Буратино:

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.

Учитель: А сейчас попробуем разгадать кроссворд «Цветок» (письменно, коллективно). Впишите в свободные клетки буквы так, чтобы получились  8 слов. Все они должны оканчиваться буквой « б», которая дана в центре, а начинаться с букв, указанных на лепестках.

– Хорошо. Справились с заданием.

Незнайка: Ребята, попробуйте отгадать вот такие загадки-шарадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе. (Колос – голос)

С глухим согласным – я число, 
Со звонким – вид железа. (Шесть – жесть)

– Что такое жесть?  (Вид железа).

Учитель:

А сейчас давайте играть
Будем кукол мы одевать.
Девочки – куклу девочку,
Мальчики – куклу мальчика (одевают).

Учитель:  Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова.

– Что есть у вашей куклы? (Глазки, бровки, губки, ушки, ножки, зубки).
– Вот какая красавица ваша кукла.
– А что оденут мальчики на свою куклу? (Шубку, сапожки, варежки, шапку, рубашку).
– Молодцы, ребята. А теперь отдохнем и посмотрим танец. (Танцует ученик)

– Итак, наше путешествие подошло к концу. Чему мы учились? Как  вы думаете, кто был самым активным, лучше всех отгадывал?

 (Награждение).