Урок-блок в 4-м классе по русскому языку "Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов" (автор учебника для 4-го класса Полякова)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятиями “спряжение глаголов”, “личные окончания глаголов” через активную познавательную аналитическую деятельность;
  • сформировать навыки определения спряжения глаголов;
  • сформировать умение определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями;
  • сформировать первоначальное представление о правильном написании безударного личного окончания глагола.

Развивающие:

  • развитие активного самостоятельного творческого мышления в ходе оперирования знаниями;
  • развитие коммуникативных навыков речи;
  • развитие творческого потенциала детей.

Оборудование:

  • карточки;
  • памятка “Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями”;
  • тест;
  • карточки обратной связи;
  • плакаты для работы в группах;
  • на доске наглядность (Королева Грамматика). Оформление доски.

Ход урока

Постановка целей и задач.

Учитель: Сегодня на уроке мы путешествуем по стране Королевы Грамматики.

Чтобы попасть в замок и узнать много нового и интересного, нам необходимо показать

Королеве Грамматики наши знания, умения и навыки по грамматике.

I. Индивидуальная работа.

Первый ряд получает карточки по теме “Безударная гласная” (5 вариантов).

(см. Приложение № 1).

II. Фронтальная работа с классом.

Разминка “Приведем мысли в порядок”.

1. Игра “Не лезь за словом в карман”.

Объяснить правописание следующих слов:

сл…дить

заг…дать

ут…шать

затр…щать

выв…дить

нал…вить

перес…лить

с…рить

выт…чить

л…чить

св…зать

пров…дить

пос…дить

Задание:

1) Определить орфограмму. Как проверить безударную гласную в корне?

2) Выделить основу и суффикс.

3) На какие гласные оканчиваются основы.

4) На какие две группы можно разделить данные слова. Указать не менее двух способов деления на группы.

2. Игра “Откуда вылетают проверочные слова”.

(Запись в тетради).

Прим…рять соседей – прим…рять костюм.

Зал…зать раны – зал…зать на дерево.

Отв…рить макароны – отв…рить дверь.

(Проверка через карточки обратной связи).

Учитель: Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать

“гнезда” слов. Попробуем найти лишнее слово.

3. Игра “Найди лишнее слово”.

Бегемот Крокодил
Бегемотик Крокодильи
Гиппопотам Крокодильчик
Бегемотиха Аллигатор

4. Задание Имени Существительного.

Имя Существительное дает задание ребятам, чтобы пропустить в дворец Королевы Грамматики.

Словосочетания (на доске).

Мечтать о лет…

Спрятать под дуб…м

Сидеть на берегу

Стоять перед отцом

Наблюдать за дом…м

Рисовать карандашом

Играть с друг…м

Задание № 1. Определите падеж у всех существительных. Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний у существительных.

Задание № 2. У глаголов выделите основу.

Задание № 3. От инфинитива образовать и записать глаголы прошедшего времени мужского и женского рода.

5. Логическое задание.

Укажите какими частями речи являются подчеркнутые слова?

(Запись в тетради)

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Учитель: Итак, мы успешно потрудились. Подведём итоги.

Какие орфограммы повторили?

Какие орфограммы встретились нам в отношении глаголов?

Где может быть безударная гласная (в приставке, корне, суффиксе, окончании)?

Учитель: Мы работаем сегодня с глаголами.

Тема урока “Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов”.

III. Изучение новой темы через блочную подачу материала и проблемные ситуации.

Учитель: Вы готовы дальше путешествовать по стране Грамматике. Давным-давно в Королевстве Грамматике жил был славный царь Глагол со своим глагольным народом. Позвал он своих детей и сказал, что трудно ему управлять хозяйством, пришло время заменить его. Чтобы отдать вам свои полномочия потрудитесь и ответьте мне на следующие вопросы:

  1. Что такое спряжение глагола?
  2. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
  3. Как выбрать правильно гласную в безударном личном окончании глагола?
  4. Что представляют из себя глаголы-исключения?

Что такое спряжение глагола?

(Фронтальная работа с классом по упражнению № 128 стр. 94. Работа в тетради и на доске).

  • прочитайте;
  • назовите глаголы;
  • запишите в тетрадь следующие глаголы: лежит, стоит, растет, живет, поет, грызет, видит, вынимает, собирает.
  • напишите выделенные глаголы в 2 столбика с местоимениями 2 и 3 лица в ед.ч. и мн.ч., поставьте ударение;
  • сравните окончания глаголов в каждом лице;
  • в чем сходство и различие;
  • буквы каких гласных в окончаниях глаголов 1 столбика;
  • буквы каких гласных в окончаниях глаголов 2 столбика;
  • везде ли ударение падает на окончание.

Вывод № 1. Глаголы изменяются по лицам и числам. Изменение окончаний глаголов по лицам и

числам называется спряжением. Глаголы имеют 2 спряжения: 1-е и 2-е.

Признаки 1-го спряжения: Признаки 2-го спряжения:
Е И
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ют, -ут -ат, -ят

Вывод № 2. Окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

А как же определить спряжение с безударным личным окончанием глаголов?

Ответ на этот вопрос строится через проблемную ситуацию и работу по группам.

Проблемная ситуация. (на доске записано 2 глагола).

Вынима…т Стро…т

Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Работа по группам. (формируются 3 группы, дается задание). (см. Приложение № 2)

Задание: Сравнить суффиксы в основах глаголов неопределенной формы в 1 и 2 группах.

В чем различие? (Повторение суффиксов в основах глаголов было в разминке).

Обучающиеся выбирают 1 человека из группы, который дает ответ на поставленную проблему.

Вывод № 3. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие в неопределенной форме основу на И относятся ко 2-му спряжению, все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Вывод № 4. При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить

спряжение по неопределенной форме.

Закрепление: Учитель устно называет глаголы в неопределенной форме, ребята показывают карточками спряжение и объясняют.

Открыть

Отвечать

Положить

Заслужить

Вязать

Исполнить

Вымыть

Закрыть

Вянуть

Зеленеть

Темнеть

Помнить

(доска, обратная связь)

Цифровой диктант.

(6 человек у доски, 6 человек проверяющих, обратная связь)

Запишите глаголы по спряжениям, обозначая спряжение цифрой:

Спросить

Подметать

Варить

Диктовать

Замечать

Возить

Светить

Вынимать

Забивать

Проветрить

Ответы в тетради: 2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2.

Учитель: Молодцы!

Коллективная работа с целью закрепления написания безударных личных окончаний глагола (обратная связь).

Реша…м, искупа…шь, замяука…т, понюха…шь, черт…т, мысл…т.

Обучающиеся проговаривают алгоритм выбора буквы в безударном личном окончании глагола.

На парте – опорный сигнал по спряжению глаголов. (см. Приложение № 3)

Выбор, сделанный обучающимися, проверяется чтением правила на стр. 103.

Практическая работа по вариантам (проверка осуществляется сразу):

I вариант II вариант
суш…т замеча…шь
сверл…шь ла…т
рису…шь улета…м

Итог урока: выполнение теста (см. Приложение № 4)

Девиз урока:

Учите русский язык – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда – в нем самом.

Коллективное чтение девиза и подведение итогов урока.

Раздача орденов “Умников и умниц”.

Учитель: Проблема на следующий урок:

Брить – бреешь. Какое спряжение?

Домашнее задание (индивидуальное). (см. Приложение № 5)