Метод проектов в преподавании информатики и курсов по ИКТ учителей-предметников

Разделы: Информатика


Метод проектов.

С методом проектов я впервые столкнулась, когда попала на курсы для тьюторов программы Intel “Обучение для будущего. Надо признаться, что сначала не оценила его плюсов. Казалась, куда быстрее и понятнее подготовить урок в обычном ключе. Но мне необходимо было знакомить с данной программой своих коллег, показывать им достоинства этого метода. Но как говорить о том, что сама с трудом понимала. Поэтому, что сделала я, в первую очередь, — это познакомилась с различной литературой и примерами других учителей по разным учебным предметам. Конечно, в этом мне помог Интернет. Многие учителя нашей школы с удовольствием записывались на курсы по информационной деятельности учителя предметника; некоторым было тяжеловато отходить от привычного русла. Для того, что бы было легче учителям-предметникам и, что бы самой побольше разобраться с предложенным курсом, я начала использовать проектную методику на уроках информатики.

Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко “уживается” с любым школьным предметом. И именно метод проектов хорошо ложится на укрепление межпредметных связей, т.к. можно создавать интегрированные уроки по двум и более предметам.

Метод проектов— это комплексный метод, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется, вырабатывается структура действий, проводится анализ предварительных результатов.

В ходе работы над проектом необходимо показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Очень поможет проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые появятся при создании проекта. Важно при создании проекта найти нужную информацию, правильно ее применить. Иногда целесообразно немного подсказать, где и как осуществить поиск информации, как ее правильно отсортировать. Надо понимать, что не все данные можно использовать без проверки, лучше изучить несколько различных источников. Развитие критического мышления— одно из основных направлений в методе проектов. Почему выбрали эту тему? Какие проблемы затрагивает данный вопрос? Зачем предложены такие пути решения проблемы? И т.д.

Еще одно важное направление проектной методики — групповое. Очень трудно, может даже невозможно, создать хороший действующий проект в одиночку. Это касается и учеников и учителей. Учитель тоже в создании проекта привлекает к себе на помощь учеников, озадачивая их некоторыми проблемами.

Очень трудно при малом количестве часов (по информатике—1 час в неделю) сделать преподавание базового курса информатики интересным и наглядным. В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий. При наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, многие из которых не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.

Вот небольшой пример.

При изучении в среднем звене данные темы (графический и текстовой редакторы, электронные таблицы, мультимедиа), я уже несколько лет использую метод проектов. Интересно наблюдать как одни и те же темы разные учащиеся изучают по-разному. К тому же темы, иногда повторяются через несколько лет, их надо представить на более сложном уровне, и дети также увлеченно берутся за проект, как будто они эти темы ранее не изучали.

Каждой группе дается одна из проблем: растровый или векторный графические редакторы, текстовый редактор, электронные таблицы, мультимедийные программы. Т.е., можно сказать, офисный пакет программ. Дается время на создание проекта: разработка темы проекта, изучение материала, моделирование, разработка стратегии и планирование, исследовательская деятельность и реализация, анализ выполненного проекта и защита, релаксация. Много шагов надо пройти, поставить цели и задачи, научиться работать в группе, создать настоящую команду, выбрать правильную структуру действий, не потеряться в избытке материалов, провести самостоятельные исследования и т. д., и, конечно, в заключении удачно представить свой проект. Одним из достоинств метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда.

В заключении проводится итоговое мероприятие — защита проектов, анализ и релаксация. Какая из предложенных программ лучше? Можно ли вообще их сравнивать? Как использовать знание данного программного обеспечения в дальнейшее школьной и общественной жизни.

Конспект заключительного занятия

1. Вступление.

На предыдущих занятиях мы определились с темами проектов: Paint, Microsoft Word (графика), Microsoft Word (текст), Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Теперь, надо представить свой проект так, чтобы всем захотелось в дальнейшем работать именно с этой программой, рассказав о всех плюсах, предупредив о минусах.

Защита проводится в игровой форме. Остальные группы и гости в это время становятся оппонентами. Они могут задавать вопросы, интересоваться всеми тонкостями данного продукта. Они являются “покупателями” данных электронных продуктов, поэтому следят за работой товарищей, готовят вопросы по работе данных программ, находят плюсы и минусы. Эта группа активно должна участвовать при проведении рекламной акции.

Также необходимо сочинить синквейн, как заключительное “слово” в своем выступлении. Не забываем о том, что мы находимся в местном сообществе. И все это презентовать группе.

Синквейн:

- одно существительное

- два прилагательных

- три глагола

- крылатое выражение

- синоним к первому слову или призыв

2. Презентация проектов.

Каждой команде дается на выступление 10 минут. По истечении времени выступление останавливается. Затем они отвечают на вопросы оппонентов и конкурентов.

3. Обсуждение и обобщение.

Все программы по-своему хороши, но мало возможностей, если их использовать независимо друг от друга. Хорошо иметь такую программу, которая позволяет использовать все эти продукты, а так же данные из личного архива и Интернета, да еще и красиво это оформлять для публичного выступления.

Мультимедийные программы дают возможность создавать презентации, используя текст, рисунки, звуки и видео. Мультимедийные презентации могут использоваться не только для обмена информацией с другими людьми, но и для развлечений. Существует несколько таких программ, в том числе и Microsoft Power Point.

С технической стороной программы вы уже знакомились на уроках информатики. Сейчас попробуем показать, как можно применять эту программу непосредственно в курсе “Путь к успеху”, рассказывая о местном сообществе.

Выслушиваем мнение ребят, что лучше одна программа или совместное использование нескольких. Делаем вывод, что использование мультимедийных программ делает работу более интересной и разнообразной.

Заключение.

В своей работе, стараюсь использовать метод проектов не только в учебной деятельности. В настоящее время у нас в школе проводятся занятия по курсу Intel “Путь к успеху”, преподавателем которых я являюсь. Данные занятия позволяют научить детей применять метод проектов и во внеурочной деятельности, создавать социальные проекты, разрабатывать проекты по учебным темам школьных дисциплин.

Параллельно проводятся курсы ИСО с учителями. Поэтому процесс внедрения проектной методики не только не останавливается, но и набирает обороты.

Поэтому при обучении учителей ИКТ-технологиям очень важно делать акцент на методическую составляющую проектной деятельности. В современном мире почти каждый учитель тем или иным образом сталкивался с компьютером, но далеко не все имеют представление, как его можно применить в учебной деятельности. Хорошая разработка учебного проекта педагогом предопределяет успешность учащихся в работе над ним. Важно доказать учителю значимость планирования каждого этапа деятельности, а ИКТ-технологии научить воспринимать только как инструмент в своей работе.

Есть учителя, которые владеют навыками работы на компьютере, но не используют их в преподавании своего предмета. Есть учителя, которые, не владея ИКТ-технологиями, умеют правильно поставить задачу перед учащимися и через них привлекают новые технологии в свою деятельность. Необходимо первым показать возможности использования ИКТ в процессе обучения, вторых научить работать с компьютерной техникой. Одним из эффективных способов решения этих задач является обучение учителей-предметников ИКТ-технологиям через работку учебного проекта.

Важным является еще и то, что учителя сами поняли важность использования компьютерных технология, активно создают проекты и участвуют в конкурсах различных уровней.

В приложениях имеются фрагменты учебного проекта и социальные проекты учеников. (Приложения)

Литература:

  1. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998 г.
  2. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. “Практикум по информатике и информацианным технолониям” М.: Бином, 2002.
  3. “Информатика”, Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1sept.ru.
  4. Горлицкая С.И. “О методе проектов”/ Ресурсы Интернета.
  5. Пахомова Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики//Информатика и образование. 1996. № 1,2.