Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

Разделы: История и обществознание


Ожидаемые результаты:

В ходе занятия участники смогут:

  • принять участие в работе малых групп;
  • познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  • определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;
  • называть основные характеристики политических режимов;
  • выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  • политический режим;
  • демократия;
  • авторитаризм;
  • тоталитаризм.

Основная деятельность на занятии: Ролевая игра по группам.

Ресурсы к занятию:

  • Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам;
  • Приготовить раздаточный материал.

Ход урока (45 мин.)

1. Мотивация (5 мин.)

Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».

Леонид Филатов.

(По мотивам русского фольклора).

«Сказ про Федота - стрельца».

Потешник:

Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.

Царь:

К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..

Федот:

Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..

Потешник:

Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!

По отрывку задайте вопросы.

  • О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
  • Как он это делает? (отдает приказ).
  • Может ли Федот ослушаться? Почему?
  • А можно ли было по-другому попросить Федота?
  • Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?

Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)

3. Новый материал (10 мин.)

Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).

Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

Характерные черты режима:

  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
  • Демократические выборы в органы государственной власти.
  • Политический плюрализм.
  • Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
  • Отсутствие какой-то официальной идеологии.
  • Церковь отделена от государства.

Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).

Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.

Характерные черты режима:

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
  • Церковь находится под контролем государства.

Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Характерные черты режима:

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.
  • Церковь под жестким контролем государства.

4. Интерактивная часть (24 мин.)

4.1. Разъяснение задания (3 мин.)

Учащиеся объединены в три группы. Каждая группа получает задание: подготовить сценку заседания парламента в государстве с определенным типом политического режима. Они должны подготовить сценку так, чтобы можно было охарактеризовать формы политических режимов по следующим критериям: взаимоотношение народа и власти, политические отношения, роль лидера в государстве, партийная система, действия оппозиции, идеология, роль силовых структур.

4.2. Подготовка к проведению презентации (9 мин.)

Во время подготовки продолжайте консультировать ребят, если у них есть вопросы.

4.3. Демонстрация презентации (12 мин.)

Каждой группе дается 2-3 минуты, чтобы продемонстрировать свою сценку. Представители других групп должны определить тип политического режима и его характеристики по установленным критериям. По ходу составляется таблица. (Приложение 1). Группа соглашается или нет с мнением остальных участников.

Итогом работы является общее заполнение таблицы.

5. Подведение итогов (5 мин.)

  • Что такое политический режим. Какие формы политических режимов вы запомнили.
  • Какие политические режимы существовали в России на протяжении прошедшего столетия?
  • Как можно охарактеризовать современную Россию?
  • Вернитесь к отрывку из «Федота-стрельца».
  • Какой политический режим описан Л. Филатовым?
  • Как вы это определили?
  • Что было самым трудным в ходе занятия?
  • Что было наиболее интересным в ходе занятия?
  • Что нового вы узнали на занятии?

Подведение итогов можно провести в виде теста. (Приложение 2).