Программа элективного курса "Научно-исследовательская работа по английскому страноведению и лингвистике"

Разделы: Иностранные языки


I. Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете этих изменений повышение интереса к иноязычной культуре, а, следовательно, к языку не является чем-то удивительным. Проводником же чужой культуры для наших детей является учитель иностранного языка. Только материалы урока не могут в полной мере удовлетворить интерес учащихся к культуре англоговорящих стран. Вот почему программа элективного курса “Научно-исследовательская работа по английскому страноведению и лингвистике” является актуальной. Темы исследований, которые предлагаются в рамках данной программы, имеют лингвистическую и страноведческую направленность.

Также, как и в развитии лингвистического мышления, сопоставление родного и иностранного языков позволяет выявить специфические особенности языка, так и сравнивая исторические, культурные социальные аспекты разных стран, дети учатся лучше понимать менталитет населения других стран, вырабатывать новое отношение к ним, т.е., в конечном итоге, это способствует формированию толерантной личности.

Основой для создания данной программы послужила авторская программа “Английское научное общество “Альбион”, успешно апробируемая в школе с 2004 – 2005 учебного года. Программа разработана для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 2 года обучения (по 144 часа в год). За основу взяты разделы программы, связанные с теорией исследовательской деятельности, организацией экспериментальной части работы и правилами оформления исследовательских работ. Необходимость изменений объясняется гораздо более сжатыми сроками реализации данной программы.

Программа составлена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 17 часов Количество обучающихся в группе – до 15 человек. Занятия проводятся согласно учебно-тематического плана 1 раз в неделю, по 1 часу.

Подростковый период сложен не только в силу физиологических изменений, а также еще и потому, что переход от детства к юности совпадает с общим подъемом жизнедеятельности и с большой умственной нагрузкой в школе. Именно в этот период подростки задают себе вопрос: какой выбрать дальнейший жизненный путь. Многие ученики старших классов нацелены на дальнейшее обучение в ВУЗах. Задача данной программы: приобщая подростков к научной работе, дать им начальные навыки работы с научной литературой, подготовить стартовую площадку для успешного обучения в ВУЗе, снять психологические трудности, возникающие при публичных выступлениях, научить отстаивать свою точку зрения.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, его способностей и возможностей, личностных качеств, индивидуальных склонностей и задатков.

Целью данного курса является раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

образовательные:

  • формировать у учащихся навыки познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации результатов научного исследования;

развивающие

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой;
  • развивать социокультурную компетенцию у учащихся;

воспитательные

  • способствовать воспитанию толерантной личности;
  • формировать такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, способность к активной адаптации в обществе.

Формы работы:

  • учебные занятия;
  • мини-конференции;
  • научные конференции;
  • индивидуальные консультации; консультации психолога;
  • библиотечные уроки;
  • практические занятия на компьютере (Интернет);
  • промежуточные отчеты;

Методы работы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • демонстрационный,
  • проблемно-поисковый,
  • исследовательский,
  • практический и др.

Реализация данной программы предполагает широкие межпредметные связи, а именно, лингвистические темы, а особенно, типологического характера, можно связать с русским языком и литературой, а также с татарским языком и татарской литературой. Страноведческие темы тесно связаны с такими предметами, как история, география. Темы, затрагивающие аспекты межкультурной коммуникации, связаны с обществознанием и психологией.

Ожидаемые результаты

В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • уметь сформулировать актуальность выбранной темы, определить цель и поставить задачи исследования, выбрать адекватные источники информации;
  • владеть способами работы с научной литературой, а также приёмами ведения записей и обработки данных;
  • знать и уметь применять требования к оформлению работы согласно ГОСТа;
  • уметь выбрать необходимые методы исследования,
  • уметь составлять календарный план работы над темой;
  • иметь опыт публичной защиты своей работы;
  • осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.

Оборудование и материалы:

  • компьютер с доступом в Интернет,
  • сканнер,
  • принтер,
  • словари и справочники,
  • методическое пособие по оформлению научных работ

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993.
  2. Закон Российской Федерации “Об образовании” от 10 июля 1992 г. №3266-1
  3. План работы школы,
  4. Должностная инструкция.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни

II. Примерный тематический план

Тема Количество часов
теория практика всего
1 Организационное занятие. Анкетирование. Ознакомление с перечнем тем для исследований и видами исследовательских работ.   1 1
2 Выбор темы исследования, выдвижение гипотезы, составление плана работы над исследованием.   1 1
3 Выбор и освоение методик исследования. Методики проведения исследовательской части работы. 2 1 3
4 Работа с источниками информации на английском языке, составление глоссариев. 1 1 2
5 Работа с научной литературой и составление библиографического списка 1 1 2
6 Применение информационных технологий в работе над научной проблемой. 1 1 2
7 Завершающий этап исследований – оформление научно-исследовательской работы. 1 1 2
8 Основы ораторского искусства. 1 1 2
9 Подготовка к участию в научно-практической конференции. 1 1 2
Итого 8 9 17

III. Содержание курса

Тема 1. Организационное занятие. Анкетирование. Ознакомление с перечнем тем для исследований и видами исследовательских работ.

Практическая часть: анкетирование; викторина “Как ты знаешь англо-говорящие страны?”; беседа “Научная работа по английскому языку – средство повышения интереса к предмету и расширения кругозора”.

Тема 2. Выбор вида исследования, его темы, выдвижение гипотезы, составление плана работы над исследованием.

Практическая часть: индивидуальные консультации по выбору темы, постановке целей и задач, выдвижения гипотезы исследования.

Тема 3. Выбор и освоение методик исследования. Методики проведения исследовательской части работы.

Практическая часть: подбор оптимальных методов исследования, согласно заявленной теме, целей и задач; составление анкет для опросов; обработка результатов опросов и составление диаграмм.

Тема 4. Работа с источниками информации на английском языке, составление глоссариев.

Практическая часть: занятие в библиотеке; работа с англо-русскими, англо-английскими словарями, справочниками, энциклопедиями, составление тематических глоссариев, списков имён и дат, терминологических словарей.

Тема 5. Работа с научной литературой и составление библиографического списка

Практическая часть: занятие в библиотеке, работа с литературой и периодическими изданиями.

Тема 6. Применение информационных технологий в работе над научной проблемой.

Практическая часть: поиск информации в сети Интернет, создание компьютерных презентаций в качестве демонстрационного материала для доклада.

Тема 7. Завершающий этап исследований – оформление научно-исследовательской работы. Создание иллюстративного материала.

Практическая часть: индивидуальные консультации по оформлению работ, написание тезисов работ, оформление иллюстративного материала и других приложений

Тема 8. Основы ораторского искусства.

Практическая часть: психологический тренинг, выступления с мини-докладами.

Тема 9. Подготовка к участию в научно-практической конференции.

Практическая часть: предоставление законченного варианта своего исследования и наглядного материала к ней

IV. Этапы педагогического контроля

Какие знания, умения, навыки контролируются Форма контроля Сроки
1 Знание методик исследования Тестирование 5-ая неделя
2 Умение правильно оформлять библиографический список. Оформление библиографии к своей работе 8-ая неделя
3 Умение адекватно подбирать иллюстративный материал. Предоставление иллюстративного материала к работе 11-ая неделя
4 Готовность к защите работы на конференции Мини-конференция 17-ая неделя

V. Методическое обеспечение программы

Работа над методической темой: “Развитие познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в научно-исследовательскую работу по английскому языку”

  1. Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы;
  2. Разработка беседы с родителями о целесообразности занятия их детей исследовательской деятельностью;
  3. Разработка тестовых заданий, перечня тем исследовательских работ, дидактического материала по теме “Методики проведения исследовательской части работы”;
  4. Руководство исследовательскими работами учащихся.
  5. Создать видео- и мадиатеку (видеокассеты, информационные носители)

VI. Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения Сроки
1 Анкетирование. Беседа “Научная работа по английскому языку – средство повышения интереса к предмету и расширения кругозора”  
2 Беседа “Как реально оценить свои возможности”  
3 “Как преодолеть страх публичных выступлений” Консультация психолога  
4 Беседа о здоровье  

Литература для учителя

  1. Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  2. Андреева В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества.- Казань: Центр инновационных технологий, 2001 г.
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ Под ред. Лазаревой А.Г. - М.:Народное образование, 2002 г.
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: 1998 г.
  5. Сергеев И.Метод проектов в школе// Приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование, 2003.- №4.- 95 с.

Литература для ученика:

  1. Введенская Л., Павлова Л. Культура и искусство речи: современная риторика. – Ростов на Дону: Феникс, 1995 г.
  2. Золкин А.С. Что надо знать при написании курсовых работ.// Сибирский физический журнал, 1995.-№4.- С 65-71.
  3. Фамелис С.А.Хочешь интересной жизни – займись исследовательской деятельностью/Биология для школьников, 2003.-№3.-С26-30.
  4. Авторское методическое пособие “Первые шаги в науку (пособие для начинающего исследователя)”.