Работа с англоязычным сайтом как средство обучения поисковому чтению

Разделы: Иностранные языки


Компьютеризация обучения – одна из характерных черт современного учебного процесса. Неудивительно, что преподаватели иностранных языков по достоинству оценили потенциал применения информационных технологий в своей педагогической деятельности.

Существует несколько типов уроков с использованием ICT (Information Communication Technology): это и готовые разработки уроков, которые можно найти на различных образовательных сайтах, он-лайн уроки, проектная работа (в том числе и участие в международных Интернет-проектах), создание собственных сайтов, поиск необходимой информации в Интернете.

На последнем я остановлюсь более подробно.

Интернет включает в себя несколько поисковых систем, которые помогают осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Однако, несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С лингвистической точки зрения - это благо для преподавателей английского языка, поскольку открывается неисчерпаемый ресурс актуальных аутентичных текстов по любой тематике. Для учащихся же появляется возможность практического использования иностранного языка, т.к. для большинства наших учеников общение c носителями языка явление довольно редкое. Кроме того, работа с англоязычными сайтами усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию к изучению иностранных языков.

Из основных коммуникативных умений и навыков при работе с сайтами на первое место выступает чтение. Какие основные виды лингводидактических задач мы можем решить при данном виде работы?

Прежде всего это овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей). Затем формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей. При этом мы попутно совершенствуем навыки чтения за счет варьирования поля восприятия, темпа предъявления и места расположения текста.

Использование электронных словарей и энциклопедий развивает умение пользоваться справочно-информационной поддержкой.

И еще одна немаловажная деталь. Часто бывает очень трудно убедить ребят со слабыми знаниями языка, что текст на английском языке можно понять, даже если в нем встречаются слова и структуры, которые ему незнакомы. Умение понять общее содержание текста или найти в нем необходимую информацию, игнорируя большое количество незнакомых слов, является жизненно важным, т.к. именно такие ситуации наиболее часто встречаются в реальной жизни.

Безусловно, урок, посвященный работе с сайтом, требует от учителя некоторой предварительной подготовки. Необходимо самому хорошо изучить сайт, составить задания и предвидеть те проблемы, которые могут возникнуть в процессе урока (например, когда ребята нажимают “не ту” кнопку и “уходят не туда”).

В качестве примера приведу задания, которые я разработала для урока, посвященного работе с сайтом Национальной галереи в Лондоне (http://www.nationalgallery.org.uk).

Идея работы с этим сайтом пришла ко мне случайно, когда при изучении темы “Живопись Великобритании” я искала иллюстрации к тексту о творчестве британских художников.

Ресурс сайта, конечно, огромен, в том числе он располагает и специальными материалами для учителей. Но моя задача в данном случае другая – научить ориентироваться на сайте и найти необходимую информацию. Такой урок целесообразно проводить после изучения лексики по теме “Живопись” (см. Приложение 1).

Подобного типа урока я проводила и по сайтам галереи Тейт (http://www.tate.org.uk) и музея Метрополитен (http://www.metmuseum.org) в Нью-Йорке (задания см. Приложение 2). По мере того, как учащиеся осваиваются и ориентируются более свободно, задания могут усложняться или составляться индивидуально, в зависимости от подготовленности ученика. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить устное сообщение о галерее/ музее, художнике или его картине и т.д. на основании полученной из сайта информации.

В заключение, хотелось бы отметить, что, несмотря на необходимость дополнительной подготовки к таким урокам, работа с сайтом доставляет удовольствие и самому учителю, поскольку позволяет не только расширить собственный кругозор, но и совершить виртуальную экскурсию по музеям и получить наслаждение от соприкосновения с прекрасным.