Урок по теме "Буква мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных, глаголов"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Буква мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи”.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

Увлечься, оправиться, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

  • Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?
  • Что будет являться целью нашего урока?

А теперь вспомним, что мы знаем о написании букв с ь после шипящих.

Слова, записанные на доске распределите по колонкам.

ь пишется ь не пишется
1. в существительных 3 склонения.   1. в существительных 1 и 2 склонения  
2. в глаголах неопределённой формы с шипящими на конце   2. в кратких прилагательных.  

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона “Мартовское солнце”. Давайте познакомимся с текстом.

Задание:

  1. Прочитайте.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Докажите свое мнение.
  5. Выполните задания.

Предлагаю вам выбрать уровень работы с текстом.

(каждый ученик выбирает карточку).

I уровень – вставьте пропущенные буквы.

Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.)выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш.... (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор.

Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш….осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч...

Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Найди лишнее слово.

1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш.

2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж.

3.молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.

4. луж, задач, рощ, забудешь.

Задание.

Распределить слова в две колонки. В одну с Ь, а в другую – без Ь

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

I уровень

Глуш (3 скл.), финиш (2 скл ), мелоч (3 скл.), из – за туч (1 скл.), помощ (3 скл.), жилищ (1 скл.), молодёж (3 скл.), манеж (2 скл.).

II уровень.

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

III уровень.

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

Из всех слов, оканчивающихся на шипящие звуки выберите:

  • прилагательные,
  • существительные.

(Задание выполняется на индивидуальных карточках)

А                      
Б                      

Денек хоть и хорош, но гулять тебе нельзя, на улице много луж. В коршуне мне нравится, что он могуч и, как камень падает из высоких туч. Дорога шла лесом: идти было трудно: лес дремуч. Но это спасает отряд от опасных встреч. Наступило ранее утро. Утренний ветер был свеж, по небу еще неслись остатки черных туч. Мороз был жгуч. В предгорье Саянских гор, на просторах роскошных пастбищ пасутся табуны коней. Как легок и хорош их быстрый бег.

Работа с разноуровневыми карточками.

  1. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после шипящих”
  2. Вам необходимо указать количество слов, которые пишутся с мягким знаком.

I уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (род.п., мн.ч.)
  3. военная мощ (ж.р.)
  4. удачный розыгрыш (м.р.)
  5. кактус колюч (кр.прил.)
  6. зарево пожарищ (род.п., мн.ч)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (м.р.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (кр.прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (ж.р.)

II уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (сущ.)
  3. военная мощ (сущ.)
  4. удачный розыгрыш (сущ.)
  5. кактус колюч (прил.)
  6. зарево пожарищ (сущ.)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (сущ.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (сущ.)

III уровень

  1. отвлеч внимание
  2. множество неудач
  3. военная мощ
  4. удачный розыгрыш
  5. кактус колюч
  6. зарево пожарищ
  7. сумел отвлеч..ся
  8. великолепный пейзаж
  9. быстро уничтож
  10. ужасно тощ
  11. ничего не помниш
  12. зеленая гуаш

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

  1. В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)
  2. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
  3. В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Домашнее задание.

  1. Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Мартовское солнце” по картине К.Ф. Юона.

(Задание дается по выбору учащихся)