Урок с компьютерной поддержкой "Рельеф суши. Горы"

Разделы: География


ЦЕЛИ УРОКА: формирование понятия о рельефе суши; дать общее представление о формах поверхности Земли; развитие практических навыков работы с физической картой мира и России.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта полушарий и России; карты атласа; макеты “Вулкан” и “Горный хребет”; мультимедиа, презентация “Рельеф суши”.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: рельеф, отрицательные и положительные формы рельефа, гора, горная страна, горный хребет, классификация гор по происхождению – складчатые, складчато-глыбовые, высота и возраст гор.

1. Проверка усвоения предыдущих знаний и умений.

Знания:

  • По макету “Вулкан” расскажите о строении вулкана.
  • Какие продукты выходят на поверхность земли при вулканизме?
  • Какие явления говорят об активности вулкана?
  • Почему в Татарстане нет вулканов?
  • Почему совпадают районы вулканизма и распространения гейзеров?

Умения:

  • Как на карте обозначаются вулканы?
  • Найдите и покажите на карте полушарий вулканы, расположенные в Южной Америке.
  • Расскажите о местоположении вулкана Килиманджаро.

2. Изучение нового материала.

(Познавательная беседа с опорой на физическую карту и видеоматериалы презентации “Рельеф суши. Горы” (Приложеиие 1). Итог работы – построение логико-структурной схемы “Рельеф Земли”).

РЕЛЬЕФ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ НЕРОВНОСТЕЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Почему поверхность Земли неровная?

  • Выдвижение предположений – влияние текучих вод, человека, ветра, землетрясения, волн и т.д.
  • На поверхность Земли оказывают влияние многие причины, которые будут называться рельефообразующими факторами. Они бывают внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).

Демонстрация видеофрагментов с различными формами рельефа – горы, равнины, вулканы, овраги, барханы, дюны, промоины, рытвины и др. При работе с физической картой мира выявляются самые крупные (планетарные) формы рельефа: материки и впадины океанов, после чего определяются формы рельефа материков и дна океана. По итогам работы создается схема.

При сравнении макета холма и горной страны выявляются отличительные признаки – размеры и высота.

ГОРЫ – ЭТО ВЫСОКО ПРИПОДНЯТЫЕ НАД ОСТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ ЧАСТИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

По каким признакам различаются горы? Как можно установить эти признаки?

  • Работа с физической картой полушарий и России с целью установления способов изображения гор на физических картах.
  • Нахождение средних высот гор.
  • Нахождение максимальных высот горных вершин.

ГОРЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ВЫСОТЕ:

  • НИЗКИЕ – до 1000 м
  • СРЕДНИЕ – 1000-2000 м
  • ВЫСОКИЕ – 2000-3000 м
  • ВЫСОЧАЙШИЕ – 3000 м и выше

Дополнение учителя о происхождении и возрасте гор.

По происхождению горы бывают вулканическими, складчатыми, складчато-глыбовыми и глыбовыми. Горы – вулканы чаще представляют одиночную гору, складчатые горы образуют в результате столкновения литосферных плит, а складчато-глыбовые и глыбовые формируются из-за вертикальных движений земной коры. По возрасту выделяют древнейшие, древние, средневозрастные и молодые горы. Существует определенная зависимость между происхождением, возрастом и высотой гор.

Работа с картой по описанию гор, их местоположение по физическим картам (на примере Анд).

  1. На каком материке и в какой его части находятся?
  2. Какими меридианами и параллелями ограничивается?
  3. В каком направлении протягиваются?
  4. Какова их протяженность?
  5. Каковы преобладающие высоты?
  6. Найдите самые высокие вершины. Каковы их высоты?
  7. Какие объекты окружают эти горы?

3. Закрепление полученных знаний и умений.

Работа проводится по физической карте России.

  • Определите, какие горы расположены в России?
  • Какие из них самые высокие?
  • Опишите по карте Уральские горы.
  • Какую высоту имеет самая высокая в России горная вершина? В каких горах она находится?

4. Домашнее задание и подведение итогов урока.

  • Прочитать параграф учебника.
  • На контурной карте подписать крупные горы Земли и запомнить их местоположение.
  • Описать географическое положение Гималаев.