Использование интерактивной доски на уроках географии в 6-м классе. Конспект урока по теме "Стихии атмосферы"

Разделы: География


В последнее время на уроках географии в школе мы  активно применяем интерактивную доску, возможности которой значительно больше, чем других электронных средств.
Применение интерактивных электронных досок позволяет каждому присутствующему в аудитории быть активным участником мероприятия – работать в интерактивном режиме. Используя электронный карандаш, заменяющий мышь, можно управлять компьютером. Щелкнув карандашом по какому-либо экранному элементу можно запустить приложение Windows, посмотреть любую информацию с компьютера, или начать сеанс работы с Интернет, выбрать любую информацию, например, из WEB-страницы. Используя интуитивно понятные функции Программного обеспечения (например, "Надпись карандашом", "Ластик" и другие), электронным карандашом можно делать надписи, пометки, обращать внимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на интерактивной доске, вызывать, редактировать, и пролистывать в любом порядке страницы, подготовленные заранее (или созданные в интерактивном режиме) файлов выступления, которые в тот же момент увидят все.
Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.

Преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Электронные интерактивные доски SMART Board поддерживают в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении  аудитории с новым материалом.
Все опрошенные учащиеся, родители и преподаватели утверждали, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.
Приведем  краткий пример использования интерактивной доски на занятии по физической  географии в 6 классе по теме «Стихии атмосферы» (программа «Школа-2100»).

Урок изучения нового материала по теме «Стихии атмосферы»

Цели урока:

  • Изучение природных стихийных явлений происходящих в атмосфере;
  • Развитие умения анализировать, делать выводы, умения работать в группах;
  • Воспитание активности, самостоятельности

Задачи:

  • Расширить представления учащихся об опасных  стихийных явлениях, происходящих в атмосфере;
  • Рассмотреть вопрос о причинах данных явлений;
  • Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий атмосферы.

Оборудование: интерактивная доска «SMART Board », мультимедийный  проектор, компьютер. 

Тип урока: изучение нового материала.

Примечание для учителя. Цель образовательной системы «Школа-2100» – помочь человеку научиться самостоятельно решать самые разные возникающие в его жизни задачи, постоянно расширяя свои знания и умения. Поэтому при изучении материала используется технология проблемно-диалогического обучения. Урок начинается с решения учебной проблемы.

ХОД УРОКА

1. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний

Учитель задает учащимся вопросы:

– Какие стихийные явления атмосферы вы знаете?
– Какие из них бывают в нашей местности?

Проблема! Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений в атмосфере? (учащиеся обсуждают проблему, делают вывод о взаимосвязи природных стихий с факторами атмосферы и предлагают изучить причины данных явлений, чтобы правильно ответить на поставленную проблему)

2. Открытие нового знания

Учитель: Наиболее опасными стихийными явлениями, происходящими в атмосфере, являются смерчи и тайфуны. Они всегда влекут за собой не только огромные разрушения, но и большие человеческие жертвы

Так как учащиеся уже имеют представление об этом, желательно выслушать тех, кто подготовил сообщение по этому вопросу
Учащиеся заранее разделились на 3 группы и каждая группа получила задание.
1 группа – рассказывает о  тайфунах и смерчах,  2 группа – о ливнях и граде, 3 – о засухах, суховеях и пыльных бурях. Каждая группа приготовила видеофрагменты, иллюстративный материал и дополнительные факты из различных источников. (Приложение 1).
Во время прослушивания сообщений учащиеся наносят на контурную карту районы, в которых происходят стихийные природные явления в атмосфере. Каждый из них использует свои условные обозначения.
После прослушивания сообщений и работы на контурной карте, учащиеся делают вывод по проблеме урока, называя районы, где наиболее часто происходят стихийные явления в атмосфере. Чтобы доказать данный вывод, учащиеся работают на интерактивной доске.

Примечание для учителя. Работа на интерактивной доске. На доску скопирована контурная карта мира. Ученик выходит к доске и при помощи маркера ниже карты рисует условный знак торнадо и смерчей. Затем клонирует то количество знаков, которое ему нужно. После этого перетаскивает условные знаки на контурную карту, комментируя свои действия (называет районы, где ставит условные обозначения). Второй ученик таким же образом обозначает суховеи и засухи, третий – ливни, град и холода. (Приложение 2).
В результате данной работы на контурной карте практически не остается свободного места. Это позволяет учащимся правильно ответить на проблему урока « Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений в атмосфере?»

3. Закрепление материала

Учитель: Важным фактором при стихийных явлениях атмосферы является знание правил поведения. Население, в том числе и дети, должны четко представлять себе алгоритм действий для спасения своей жизни.

Задание: Составление памятки «Это важно знать»

Используя рисунки и ключевые слова, учащимся нужно составить памятку для детей Африки по правилам поведения при ветре самум и памятку для жителей побережья Китая, где очень часты тайфуны.

Преподаватель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в программном обеспечении. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы, решая какие рисунки и ключевые слова можно сгруппировать и к какой стихии их отнести. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы расставить ключевые рисунки, определяющие характер правила поведения при разных стихиях атмосферы, а затем пояснить свой выбор. После этого начинается обсуждение, почему в памятки вошли именно эти рисунки и ключевые слова. Некоторые слова и рисунки могут быть использованы дважды. Преподаватель может построить это задание, как игру, предлагая хорошо ответившему учащемуся выбрать того, кто следующим пойдет к доске. В конце занятия учащиеся сортируют рисунки и  слова и придумывают заголовки для каждой памятки.

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли  он рассуждает, а если он ошибся, слово и рисунок всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.
Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды

4. Домашнее задание: прочитать 32 параграф.

5. Рефлексия

На панели инструментов, на интерактивной доске даны изображения «смайликов».
Если вам понравилось работать с интерактивной доской, то надо показать «смайлик» желтого цвета. Если нет – то «смайлик» черного цвета. Учитель сразу же может сделать вывод о результативности использования на уроке интерактивной доски.